Шестоковская, или Шелтомежская, икона Божией Матери явилась в середине XVIII столетия в Москве, в семье некоего Николая Димитриевича Скрипицына. Однажды служанка, которую называли блаженной, во сне увидела, что в печной трубе сокрыта икона Пресвятой Богородицы. Домашние не обратили внимания на ее рассказ об этом удивительном сне, пока на другой день на шесток печи не упал сверток холста. В нем находился довольно большой (примерно 2 на 1,5 метра) образ Богоматери. На правой руке Матери Божией был виден след ожога, свидетельствующий о том, что, побывав в огне, святыня чудом не сгорела. Драгоценная икона, получившая название Шестоковская (от слова шесток), была благолепно украшена домочадцами и почиталась с глубочайшим благоговением. Хозяин дома перед своей кончиной передал ее в благословение детям.
Не решив, кому же должна принадлежать эта святыня, наследники передали чудотворную икону в церковь села Шелтомежи Тверской губернии, отчего она и получила второе название — Шелтомежская.
Прославленную многими чудесами древнюю икону с крестными ходами носили далеко за пределы Тверской епархии, для исцеления больных и одержимых злыми духами.
В 1887 году в честь чудотворной иконы в селе Шелтомежи была основана Шестоковская Вознесенская женская обитель.
Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк.20:38). Усопшим, ожидающим всеобщего воскресения и Страшного Суда, особенно желанна наша молитва, а не просто трапеза или уборка участка земли над местом упокоения их тела. На кладбище в первую очередь стоит взять молитвослов, а потом уже грабли.
Житие вмч. Иоанна Нового, Сочавского
313 год — византийский император Константин объявил свободу вероисповедания и повелел вернуть христианам конфискованную у них собственность.
К кому возопию Владычице; К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная; Кто плачь мой и воздыхание мое приймет, аще не Ты, Пренепорочная, Надеждо христиан и прибежище нам грешным; Кто паче Тебе в напастех защитит; Услыши убо стенание мое, и приклони ухо Твое ко мне, Владычице Мати Бога моего, и не презри мене требующаго Твоей помощи, и не отрини мене грешнаго. Вразуми и научи мя, Царице Небесная: не отступи от мене раба Твоего, Владычице, за роптание мое, но буди мне Мати и Заступница. Вручаю себе милостивому покрову Твоему: приведи мя грешнаго к тихой и безмятежней жизни, да плачуся о гресех моих. К кому бо прибегну повинный аз, аще не к Тебе, упованию и прибежищу грешных, надеждою на неизременную милость Твою и щедроты Твоя окриляемь; О Владычице Царице Небесная! Ты мне упование и прибежище, покров и заступление и помощь. Царице моя преблагая и скорая заступнице! Покрый Твоим ходатайством моя прегрешения, защити мене от враг видимых и невидимых: умягчи сердца злых человек, возстающих на мя. О Мати Господа моего Творца! Ты еси корень девства и неувядаемый цвет чистоты. О Богородительнице! Ты подаждь ми помощь немощствующему плотскими страстьми и болезнующему сердцем, едино бо Твое и с Тобою Твоего Сына и Бога нашего ймам заступление: и Твоим пречудным заступлением да избавлюся от всякия беды и напасти, о Пренепорочная и Преславная Божия Мати Марие. Темже со упованием глаголю и вопию: радуйся, Благодатная; радуйся, Обрадованная; радуйся, Преблагословенная: Господь с Тобою. Аминь.
В столице Российской Империи активно появлялись монастырские подворья (жилые помещения и храм) многих епархий православной церкви. Городские подворья организовывались для сбора в пользу монастыря пожертвований и доходов, и приёма паломников, как одни из основных мест духовно-культурной жизни городского населения.
Одно из таких подворий было организовано на Песках и относилось к Шестаковскому Вознесенскому женскому монастырю Тверской епархии. Там была построена деревянная церковь, которая при содействии Иоанна Кронштадтского была перестроена в каменный храм.
История происхождения иконы и названия «Шестаковская» довольно интересная и, скажем так, с оттенком сверхъестественности.
Церковь Шестаковской иконы Божией Матери 1900-1908 гг
Однажды одной «блаженной девице», проживавшей в доме в Москве у некоего Николая Димитриевича Скрипицына, было видение — что в печной трубе лежит некий лучезарный свиток. Спустя некоторое время оттуда на шесток холста выпал сверток холста. Развернув его, домашние увидели дивное изображение Богоматери с младенцем. Это был 1770 год. Икону так и назвали — Шестоковская.
Икона почиталась в семье, а наследники, не сумев решить, кому она должна принадлежать, передали икону в церковь села Шелтомежи Тверской губернии, поэтому она получила второе название — Шелтомежская. Икона прославилась многими чудесами, ее с крестными ходами носили далеко за пределы Тверской губернии для исцеления больных. В 1887 г. в честь чудотворной иконы в селе Шелтомежи была основана Шестоковская Вознесенская женская обитель. Отсюда и название церкви, построенной в подворье в столице Империи, в Санкт-Петербурге.
Церковь Шестаковской иконы Божией Матери 1901-1905 гг
13 февраля 1900 года епископ Нарвский Никон в сослужении батюшки Иоанна освятил главный престол. Начались службы. На молебны перед иконой Шестоковской Богоматери, находившейся в местном чине резного иконостаса, стекалось множество народа.
Храм и подворье закрыли в 1932 г., здания были переданы районному штабу ПВО. Главки и барабаны снесли. После Великой Отечественной войны помещения были переоборудованы (внутри сделаны межэтажные перекрытия), в здании размещался проектный институт.
Церковь Шестаковской иконы Божией Матери 1995 год
С марта 1993 года начались реставрационные работы, продолжавшиеся почти десять лет. Церковь восстановлена и вновь освящена в 2002 году. Храм обрел свой современный статус: Московский патриархат, Санкт-Петербургская епархия, церковь Шестоковской иконы Божией Матери. Большинство прихожан – православные грузины, поэтому чтение богослужебных текстов и пение совершаются на грузинском и церковнославянском языках.
Церковь Шестаковской иконы Божией Матери 2008 год
Адрес церкви: Старорусская ул., 8; Кирилловская ул., 2.
Посмотреть: Яндекс.Карты, Яндекс.Панорамы.