Жила семья на территории нынешней Италии, правил тогда жестокий император Адриан. Он известен своими зверствами по отношению ко всем, кто не поклонялся языческим идолам. Тайные христианки, которые тогда путешествовали по империи, чтобы нести Слово Божие, привлекли внимание, был составлен донос. Правитель лично захотел взглянуть на необычных исповедниц, повелел привести их в свои покои.
Хотя девочки были совсем юными (младшей — 9, старшей — 12), они прекрасно поняли, для чего идут во дворец. Они не восстали против судьбы, только умоляли Христа дать им силы, чтобы достойно понести свой мученический крест. Сначала Андриан попробовал применить хитрость — попытался силой убеждения доказать, что лучше отказаться от христианской веры.
Но девочки стояли на своем, признавая Богом лишь Христа, отказываясь от язычества. Они не хотели даже сделать вид, что поклоняются языческим статуям — за это император обещал оставить их жить во дворце. Но на все уговоры мучители получали отрицательный ответ. Тогда их отдали на пытки, а мать заставили смотреть, пытаясь хотя бы так заставить ее отречься от Христа.
Мудрой женщиной была София, она дала своим детям имена, которые также означают самые важные человеческие душевные качества. Их каждый христианин должен в себе взращивать. Поэтому значение иконы где изображены Вера, Надежда, Любовь и их матушка — напомнить о вечных ценностях, которые часто становятся для людей менее важными, чем земные преходящие радости.
Поскольку жили святые мученицы во 2 в., почитание их образа имеет давнюю историю. Изображаются они фронтально, за спинами невысоких дочерей стоит София. Как правило, все держат в руках кресты — это символ великой жертвы Спасителя. Также он означает мученические испытания.
Мощи св. Софии и ее дочерей хранились во Франции (Эшо), в аббатстве ее имени. Их торжественно принесли из Рима в 8 в. Святыни привлекали так много паломников, что для них пришлось выстроить гостиницу. После французской революции святыни пропали — видимо, были уничтожены. Святые пострадали от руки тех, кто отрицаю любую веру. Сам же монастырь стал трактиром.
Возрождение обители началось уже в 20 в., когда удалось получить еще частицы мощей св. Софии. Останки же святых дев утеряны навсегда.
В начале 19 в. здесь много раз служил свт. Тихон, который тогда был Патриархом. К основному зданию были достроены два придела, колокольни, трапезная. В 30-е годы церковь была разграблена и закрыта. В 90-е началось возрождение, здесь снова располагается Патриаршее подворье. Удалось даже воссоздать прежний внешний вид храма, стены украшены росписями.
На входной арке размещено мозаичное изображение святых дев с крестами в руках, за ними стоит и поддерживает девочек мать. Восстановленный из руин храм сегодня является центром приходской жизни, где действует воскресная школа, молодежный клуб, катехизаторские курсы.
Раньше праздник в честь мучениц продолжался три дня, сегодня же всех, кто носит эти имена, поздравляют в последний день сентября. Народная память сохранила традиции, которые соблюдались в этот праздник. Начинать день женщины должны были со слез — это своего рода оберег от невзгод. Молодежь устраивала гуляния, на которых можно было присмотреть жениха. Этот день считался подходящим для того, чтобы прислать сватов. А замужние молились о том, чтобы в доме царил мир.
О святыя и достохвальныя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и доблестных дщерей мудрая мати Софие, к вам ныне притецем со усердною молитвою. что бо паче возможет предстательствов ати за ны пред Господем, аще не вера, надежда и любы, три сия краеугольныя добродетели, в нихже образ нареченныя, самою вещию тыя явисте! Умолите Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, спасет и сохранит, яко благ есть и Человеколюбец. Того славу, яко солнце незаходимое, ныне зряще светолепну, споспешествуйте нам во смиренных молениих наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас, грешных и недостойных щедрот Его. Молите убо о нас, святыя мученицы, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже славу возсылаем со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
Торжествует Церковь первородных, / и свеселится приемля матерь о чадех веселящуюся, / яже яко мудрости тезоименитая / тройственным богословским добродетелем равночисленныя породи. / Тыя с мудрыми девами зрит уневестившияся Жениху Богу Слову, / с нею и мы духовне в памяти их свеселимся, глаголюще: / Троицы поборницы, / Веро, Любве и Надеждо, / в вере, любви и надежде утверждайте нас.
Кондак мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
Софии честныя священнейшия ветви/ Вера и Надежда и Любовь показавшеся,/ мудрость обуиша еллинскую благодатию,/ и пострадавше, и победоносицы явившеся,// венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася.
Величание мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
Величаем вас, святыя мученицы, Веро, Надеждо, Любы и Софие, и чтим святыя страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.
Для языческих времен предание на пытки и истязания людей, исповедующих веру в Христа, не было событием экстраординарным. Христиане шли на заведомые мучения и смерть, но не отрекались от своей веры. Эта же участь подстерегала и христианскую семью Софии: девочек сначала на глазах матери подвергли таким зверским истязаниям, что лишь одно перечисление их ввергает в дрожь, а затем обезглавили.
София, предав дочерей земле, два дня не отходила от их могилы, а на третий и ее душа была принята Богом — семья воссоединилась.
Мать назвала своих дочерей именами трех христианских добродетелей. Образ этот узнаваем с первого взгляда: на переднем плане изображены три девочки: слева от смотрящего на икону 12-летняя Вера, справа — 10-летняя Надежда, а по центру — впереди обнимающей дочерей за плечи Софии — стоит самая младшая, 9-летняя Любовь.
В различных вариациях иконописного изображения в руках у сестер могут быть кресты — как символ мученичества. Иногда Вера держит фолиант Святого Писания, который можно посчитать символом духа совета.
Вера свидетельствует о единении со Всевышним, его доверии, силе и милости к смертным.
Образ Веры как бы дает понять, что даже после грехопадения человеку позволено приблизиться к Богу — по Его милости к нам.
Но вера немыслима без надежды. И Надежда олицетворяет упование на это безграничное Божье милосердие. А вот они уже обе вместе вселяют уверенность в защите Творца.
Самая младшая из сестер-мучениц — Любовь. И возрастом, и ростом она меньше, но на иконе является как бы объединяющим центром. Ведь если вдуматься, могут ли быть вера и надежда без любви? Что их поддержит, если не любовь?
Символом мудрости Божьей является София. Но если не будет любви, чем обернутся разум и мудрость.
В чем помогает описываемая икона? Ее почитают как семейный оберег и молятся об:
Ко всему прочему можно добавить, что обращаться к святым мученицам рекомендуется и в случае, если требуется уберечь как себя, так и близких людей от всяческих искушений, а также заручиться небесной поддержкой в поисках верного пути.
По молитвам перед святой иконой получают облегчение перенесшие тяжелую потерю.
Существует также множество свидетельств тому, что, регулярно молясь перед иконой, ставшей символом семьи, женщины справляются со своими сугубо женскими проблемами.
А еще говорят, что вовсе не стоит ожидать, пока кто-то заболеет: молиться можно и за вполне здравствующих, прося для них крепкого здоровья.
Особенно это касается женщин, носящих имена святых мучениц.
Икону можно поместить в спальне у изголовья. Очень хорошо, если в квартире уже есть свой домашний иконостас, устроенный в удобном месте.
В нем, как правило, находятся иконы Спасителя, Богородицы, Николая Чудотворца, а также других почитаемых святых. Там же может быть помещена и икона святых сестер-мучениц. Если есть к ней особое отношение, можно поместить в спальне, у изголовья кровати.
О святыя и достохвальныя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и доблестных дщерей мудрая мати Софие, к вам ныне притецем со усердною молитвою.
Что бо паче возможет предстательствовати за ны пред Господем, аще не вера, надежда и любы, три сия краеугольныя добродетели, в нихже образ нареченныя, самою вещию тыя явисте!
Умолите Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, спасет и сохранит, яко благ есть и Человеколюбец. Того славу, яко солнце незаходимое, ныне зряще светолепну, споспешествуйте нам во смиренных молениих наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас, грешных и недостойных щедрот Его.
Молите убо о нас, святыя мученицы, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже славу возсылаем со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Икону с изображением трех сестер-христианок и их матери можно считать семейной. Она не только изображает семью мучениц за веру, но и является покровительницей домашнего очага, олицетворением единомыслия и согласия, которые должны царить в семье между ее членами. А еще важно: ни один человек не может прожить полноценную жизнь, если его покинут вера, надежда, любовь и мудрость, и потому этот образ — постоянное напоминание о вечных ценностях в сравнении с чем-то преходящим.