О чем иван грозный молится по сыне читать

Учёные считают, что в развитии русской исторической песни существует несколько периодов: исторические песни раннего периода, песни XVI века, песни начала XVII века, песни, появившиеся с 20-х годов XVII — до начала XVIII века, песни XVIII — начала XIX века и песни более позднего времени — после Отечественной войны 1812 года.

Ты великий, сударь-князь Московский!
Не вели ты нас, канонеров 1 , казнити:
Что на ветре свеча горит скорее,
А в земле-то свеча идёт тишее.

Взятию Казани было посвящено множество исторических песен, и это свидетельствует о разнообразии народного восприятия народом этого события. Важно, что в этих песнях психологически достоверно воссоздаётся образ Ивана Грозного — сильного и неумолимого политического деятеля, беспощадного к любому изменнику.

И в то же время Грозный характеризуется как любящий отец, который не находит покоя после убийства собственного сына, оплакивает его. Именно передача особого эмоционального состояния, изображение переживаний героя, его внутреннего мира отличают историческую песню от былины.

Иван Грозный молится по сыне

Другим крупным циклом этого периода были исторические песни о Ермаке. В них отражено стремление казаков к вольной жизни, отношение царя к казакам, как к разбойникам; изображены походы Ермака в Сибирь. Известен исторический факт о том, что Грозный принял посланников от Ермака после его победы над войском Кучума. Этот эпизод нашёл своё отражение в песне. Прибывший к царю Ермак винится перед государем и говорит:

А теперича, надежа православный царь,
Приношу тебе буйну головушку,
И с буйной головушкой царство Сибирское!

Ермак в исторических песнях — народный герой, с которым необходимо считаться всем, даже царю-батюшке — таков смысл этих песен. В исторических песнях XVI века более широко, по сравнению с ранними историческими песнями, используются элементы лиризма, проникновения в психологию героя.

В XVII веке произошли важные для России события. Они были связаны с крестьянским восстанием под руководством Ивана Болотникова (1606—1607), с борьбой с Великим княжеством Литовским за Смоленск и присоединением Смоленска к Российскому государству, с появлением самозванца Гришки Отрепьева, с политикой русского царя Бориса Годунова.

Исторические песни этого периода всё более и более тяготеют не только к передаче событийной стороны явлений, но и к проникновению в характер героя, к психологизму.

С этой песни началась история жанра песни-плача; это произошло, скорее всего, в 1605 году в период с 13 апреля (день смерти Бориса Годунова) по 20 июня (день вступления в Москву Лжедмитрия I). Песня записана в 1619—1620 годах. Во время захвата Москвы Лжедмитрием I на глазах царевны были убиты её мать и брат Фёдор. Красавица Ксения была насильно сделана наложницей самозванца, а затем пострижена в монахини.

В песнях этого времени осуждается Гришка Отрепьев, восхваляются стрельцы — защитники Отечества. Прославляется в исторических песнях подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, организовавших народное ополчение и разгромивших Лжедмитрия и польских захватчиков.

Большое количество исторических песен создано в период после 20-х годов XVII — до начала XVIII века. Многие из них посвящены Степану Разину, которого в песнях славят как сильного атамана, человека вольного, независимого. Песни о Степане Разине, в отличие от исторических песен предшествующих периодов, становятся более короткими, стремительными, лиричными. Разин в исторических песнях наделяется исключительными качествами: способностью к волшебству, богатырской силой и чудесной неуязвимостью. Об этом он говорит посланным против него солдатам:

Пуль-пороху, други, не теряйте!
Ваши пушечки меня не возьмут,
Мелки ружьицы не хлопнут.
Никово я, Стенька Разин, не боюся,
Никово я, братцы, не страшуся.

Мысль о единении Русской земли отражается в многочисленных песнях о Смоленске, причем интересно, что некоторые из них возникли и были записаны в северной земле, в бывшей Олонецкой губернии.

Широко отражена в исторических песнях деятельность Петра I. Его воинские доблести прославляются в песнях о взятии Азова. Показательно, что эти песий имеют многочисленные варианты — свидетельство их широкого распространения и бытования в народе.

В начале XVIII века наибольшее распространение получают солдатские песни. Это связано и с расправой Петра со стрельцами, и с войнами, которые велись в Петровскую эпоху. Судя но многочисленным деталям, в которых передаются подробности быта, снаряжения и обмундирования, специфические характеристики боевого порядка, авторами солдатских песен были сами солдаты. С XVIII века солдатская песня становится основной исторической песней на Руси. В ней найдут отражение победы русского оружия под Шлиссельбургом, Ревелем, Ригой, Полтавой в Петровскую эпоху и победы над Наполеоном в период Отечественной войны 1812 года. Персонажами этих песен станут Суворов и Потёмкин, Кутузов и Платов.

Во вес времена историческую песню характеризовала особая публицистичность тона, которая позволяла поэтически точно и красочно выразить отношение создателей и исполнителей к отображённым в песнях событиям. Любимыми героями песенного исторического фольклора являлись народные заступники, независимые и смелые люди, борцы за справедливость и правду. В песнях достаточно точно и художественно своеобразно передавался дух эпохи, давалась оценка многим реальным событиям п фактам, характерным деталям исторических событий. Именно поэтому фольклорная историческая песня привлекла в дальнейшем многих литераторов и получила развитие в литературной исторической песне.

1 Канонёр (канонир) — пушкарь, соллат в артиллерии русской и некоторых других армий.

2 Иван Великий — кремлёвская колокольня, в просторечии называемая Иваном Великим (церковь Иоанна Лествичника под Колоколы).

3 . Постритчи, черненский чин положити — постричь и монахини.

4 Переходы — галереи, крытые сени по бокам дома.

(Поэтическая обработка сказа-песни)

Эх, да собирается, Православный Царь
Эх, да ко заутрене, наш то Государь
Ко тому ли свету, светику-светлУ
К Великому Ивану, ходит по утрУ!

Ой, да как станОвится, наш то Грозен Царь
На своём вишь месте, справа, как и встарь
Молится у клироса и поклон кладёт
Низко наклоняется тулово вперёд.

А позадь то встали,бояры да князья
Ухмылочки послали, взглядами скользя
Знать то ухмыляется, а Царю гневнО
Углядел лукавых, углядел давно.

И чему, чему же, больно рады вы?
Али не слыхали горькыя молвы?
Али не ведОмо, горюшко моё
Кручина незнакома, али не в знатьё?

Знаете угасла, местная свеча
Ох звезда упала, искорки меча!
Поднебесна свЕтла, звёздочка сошла
С царевичем померкла, как и не была!

ИВАН ГРОЗНЫЙ МОЛИТСЯ ПО СЫНЕ

Эх да собирается наш православный царь

Да он ко заутрени,

Ко тому ли свету, свету-светику

Эх да как становится наш православный царь

Да он на своем месте.

Как становится наш православный царь

У правого клироса.

Эх да уж как молится наш православный царь

Уж он молится, наш православный царь,

Да он низко кланяется.

Эх да как позадь-то его все бояре-князья

Как промеж-то себя ухмыльнулися, Князья усмехнулися.

Эх да уж как гневно на них православный царь

Да он оглядается:

«И чему-то, чему вы, бояре-князья,

Чему больно радостны?

Эх да иль не знаете вы, иль не ведаете

Знать, не ведома-то вам кручинушка

Эх да как угасла-то свеча местная,

Поднебесна моя светла звездонька —

ПРАВЕЖ

Что у нас было на святой Руси,

На святой Руси, в каменной Москве,

Середи-то торгу, братцы, среди площади,

Тут бьют доброго молодца на правеже,

Нагого, босого и разутого.

Поставили его на бел горюч камень,

Стоит молодец — сам не тряхнется

Русы его кудри не ворохнутся,

Лишь из глаз горючи слёзы.

Лучилося тут ехати

Самому царю православному,

Грозному царю Ивану Васильевичу.

Как возговорит царь Иван сударь Васильевича

«Ох вы гой еси, бурмистры-целовальнички!

За что вы пытаете доброго молодца

Нагого, босого и разутого,

Поставя его на бел горюч камень?

Стоит молодец — сам не тряхнется,

Русы его кудри не ворохнутся,

Только катятся из глаз горючи слезы

Тут возговорят бурмистры-целовальнички:

«Ох ты гой еси, наш батюшка православный царь, Грозный царь Иван сударь Васильевич! Была у меня дубиночка вязовенькая, И клал я дубиночку на плечико, Ходил я, добрый молодец, по чисту полю, По чисту полю, по темну лесу,

Нашел я воров-разбойников,

Тут-то они дуван дуванили,

Золотую казну делили мерою,

А цветное платье делили ношами.

Возговорит православный царь,

Грозный царь Иван сударь Васильевич:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector