(9 / 22 марта)
Богородице Дево, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, Заступнице рода христианскаго! Пред чудотворною иконою Твоею предстояще, отцы наши молиша Тя, да явиши покров Твой и заступление стране приамурстей. Темже и мы ныне молим Тя: град наш и страну сию от нахождения иноплеменных соблюди и от междоусобныя брани сохрани. Даруй мирови мир, земли плодов изобилие; сохрани во святыни пастырей наших, во святых храмех труждающихся: осени вседержавным покровом Твоим строителей и благотворителей их. Утверди в правоверии и единомыслии братий наших, заблуждших же и отступльших от Православныя веры вразуми и соедини Святей Церкви Сына Твоего. Буди всем притекающим к чудотворней иконе Твоей покров, утешение и пристанище от всяких зол, бед и обстояний, Ты бо еси больных исцеление, скорбящих утешение, заблуждших исправление и вразумление. Приими моления наша и вознеси я ко престолу Всевышняго, яко да Твоим предстательством соблюдаеми и покровом Твоим осеняеми, прославим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.
Прибыв на Амур более 350 лет назад, икона Албазинской Богоматери стала настоящим символом земли амурской и защитницей всех ее обитателей. С ней связано множество невероятных событий как в истории Благовещенска и Приамурья в целом, так и жизни простых прихожан. Мы собрали самые интересные факты из истории амурской святыни.
Чудотворную икону привез в Албазинский острог основатель Усть-Киренского монастыря иеромонах Ермоген в конце 1665 — начале 1666 года. Затем, по разным данным, святыня долгие годы находилась в Нерчинске и Сретенске (ныне Забайкальский край). На амурскую землю Албазинская икона вернулась 8 июля 1868 года с помощью Преосвященного Вениамина (Благонравова), архиерея Камчатской, Курильской и Благовещенской епархии. Образ, одетый в серебряную ризу, был помещен в кафедральном соборе на набережной Амура.
Епархиальный праздник в честь Албазинской иконы Божией матери был учрежден 9 (по новому стилю 22) марта в 1886 году епископом Благовещенским Гурием (Буртасовским). С тех пор ежегодно православные Благовещенска отмечали его, вспоминая о славной истории иконы.
20 марта 2015 года День Албазинской иконы официально стал памятной датой Амурской области.
В годы Советской власти несколько десятилетий чудотворная икона была экспонатом областного краеведческого музея. Но 17 ноября 1991 года по просьбе настоятеля Благовещенской православной церкви протоиерея Валентина Полищука и еще пяти с лишним тысяч амурчан, обратившихся к властям, амурская церковь вновь получила свою главную святыню. Икону торжественным крестным ходом перенесли из музея в храм на ул. Горького.
После учреждения праздника в честь иконы в 1886 году в Благовещенске и его окрестностях прекратились эпидемии дифтерита и скарлатины.
Летом 1900 года во время российско-китайского военного конфликта китайцы обстреливали Благовещенск через Амур. Как свидетельствуют очевидцы, несмотря на близкое расстояние и жару, угрожающую пожаром, город практически не пострадал. Кафедральный собор на набережной, где находилась Албазинская икона, и вовсе был на прямой линии огня. Однако за две с половиной недели в него не попал ни один снаряд. Нападающие китайцы впоследствии вспоминали, что на берегу Амура перед ними явилась красивая белая женщина с младенцем на руках, и, жалея ее, они не вели прицельный огонь.
Помогает амурская святыня и простым амурчанам. Прихожане присылают в Благовещенскую епархию свои невероятные истории, связанные с иконой.
— Жизненные обстоятельства сложились так, что весной 2015 года решалась моя судьба, меня хотели уволить с работы, — рассказывает амурчанка Инесса. — Я поехала в кафедральный собор к Божией Матери, нашей заступнице. Как я молилась! Как я рыдала от отчаяния! В какой-то момент ко мне подошла незнакомая женщина, по-матерински обняла меня и сказала, что Матерь Божия мне поможет обязательно, что все будет хорошо! И я верила, знала, что Она меня не оставит. Так и случилось. Господь помог мне руками людей. Возможно, обывателю и человеку неверующему это покажется ерундой, но для меня это было настоящее чудо и спасение.
По словам жительницы Благовещенска Ларисы Серебренниковой, после молебна перед Албазинской иконой ее сын смог найти работу по специальности в Москве и получить второе высшее образование.
Но самые настоящие чудеса случаются, когда чудотворная икона помогает людям исцелиться от онкологических заболеваний.
И подобных примеров, когда вера в чудодейственную силу Албазинской иконы помогала прихожанам справиться с болезнью, найти мир в душе и помириться с близкими или разрешить трудную жизненную ситуацию, множество.
22 марта в Благовещенске состоится премьера фильма об Албазинской иконе. Эта киноработа уникальна: деньги на ее создание собирали всем миром. На съемки фильма о народной святыне обычные граждане, предприятия и организации Приамурья пожертвовали более 130 тысяч рублей. Без малого год длилась совместная работа специалистов Благовещенской епархии и журналистов не только в столице Приамурья, но и в Москве, Санкт-Петербурге, Владикавказе и Болгарии. Они смогли рассказать зрителям о ранее неизвестных исторических фактах, связанных с Албазинской иконой, свидетельствах ее чудотворной силы в прошлом и влиянии на жизнь земли амурской сегодня.
Грозно возвышавшийся над Амуром Албазинский острог стал предметом ненависти китайского богдыхана и его воевод, уже тогда мечтавших распространить свои владения на всю русскую Сибирь. В канун праздника Благовещения, 24 марта 1652 года, произошло на Амуре первое военное столкновение русских с китайцами. Молитвами Пресвятой Богородицы язычники были разбиты и отброшены в свои пределы. Эта победа явилась для русских благим предзнаменованием. Но борьба только начиналась. Еще многим сынам Святой Руси предстояло испить смертную чашу в битве за Амур — за торжество Православия на Дальнем Востоке.
В июне 1658 года албазинский отряд, 270 казаков во главе с Онуфрием Степановым, попал в засаду и в геройском бою был полностью уничтожен китайцами.
Враги сожгли Албазин, опустошили русские земли, угнали в Китай местное население. Плодородный возделанный край они хотели превратить в пустыню.
Албазин обстраивался. В двух храмах города — Вознесения Господня и Святителя Николая Чудотворца — возносили Бескровную Жертву албазинские священники. Невдалеке от города (вверх по Амуру) был основан еще один монастырь — Спасский. Плодородная земля кормила хлебом всю Восточную Сибирь. Местное население приобщалось к русской православной культуре, мирно входило в состав многонационального Русского государства, находило у русских защиту от набегов хищных китайских феодалов.
Слуги богдыхана готовили, между тем, новое нападение. После нескольких безуспешных набегов 10 июля 1685 года они подошли к Албазину с 15-тысячной армией и окружили крепость. В ней находилось 450 русских воинов с 3 пушками. Первый штурм был отбит. Тогда китайцы со всех сторон обложили деревянные стены острога дровами и хворостом и подожгли. Дальнейшая оборона стала невозможной. Со знаменами и святынями, среди которых была чудотворная Албазинская икона, гарнизон в боевом порядке покинул крепость.
К декабрю 1686 года, когда китайцы, признав свое бессилие, сняли осаду Албазина, в городе из 826 его защитников оставалось 150 человек.
Для продолжения войны с богдыханом этих сил было недостаточно. В августе 1690 года последние казаки во главе с Василием Смиренниковым, одним из героев албазинской обороны, ушли из Албазина. Ни крепость, ни ее святыня не достались врагу: укрепления были срыты и уничтожены казаками, Албазинская икона Божией Матери была перенесена в Сретенск, город на реке Шилке, впадающей в Амур.
Скоро проповедь Евангелия в китайской империи принесла плоды — появились первые крещенные китайцы. Русская Церковь ревностно заботилась о новой пастве. Митрополит Тобольский, Святитель Филофей, апостол Сибири († 1727), писал грамоты пекинскому духовенству и верующим, в 1715 году прибыла в Пекин Русская Духовная Миссия, непрерывно продолжавшая с тех пор дело христианского просвещения язычников в течение двух с половиной столетий до самого недавнего времени.
Прошли годы, наступила новая эпоха русского освоения Амура. В 1850 году, в праздник Всемилостивого Спаса, 1 августа, капитаном Г. И. Невельским был поднят русский Андреевский флаг в устье Амура и основан город Николаевск-на-Амуре. Трудами генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева-Амурского († 1881) и святого равноапостольного Иннокентия, архиепископа Камчатского († 1879, память 31 марта), в духовном окормлении которого находились Приамурье и Приморье, в несколько лет весь левый берег Амура был застроен русскими городами, селами и казачьими станицами. Каждый год становился важной ступенью в хозяйственном освоении края, его христианском просвещении и благоустроении. За одно лето 1857 года на берегу Амура было выстроено пятнадцать станиц и поселков (в том числе большие станицы — Албазинская на месте древней крепости и Иннокентиевская, названная так в честь Святителя Иннокентия), также за одно лето 1858 года — более тридцати поселений, среди них три города — Хабаровск, Благовещенск, Софийск.
В 1868 году епископ Камчатский Вениамин Благонравов, преемник святителя Иннокентия, перенес святую икону из Сретенска в Благовещенск, вернув Амурскому краю его славную святыню. Новый период в почитании Албазинской иконы Божией Матери начался с 1885 года и связан с именем епископа Камчатского Гурия, который установил ежегодное празднование ей 9 марта и еженедельное чтение акафиста с молебным пением.