О чем молятся иконе божьей матери минская

Минская икона Пресвятой Богородицы в конце X века была перенесена святым равноапостольным князем Владимиром из Корсуни в Киев и поставлена в Десятинной церкви (память освящения церкви в 996 году – 12 мая), в которой и пребывала более 500 лет. В 1500 году, во время взятия Киева ханом Менгли-Гиреем, некий татарин, сорвав с чудотворной иконы ризу и украшения, бросил ее в Днепр.

Через некоторое время святой образ Царицы Небесной чудесным образом явился в Пинске на реке Свислочи. Приставшую к берегу икону, окруженную необычайным светом, торжественно перенесли в церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, находившуюся в замке минских удельных князей. Это произошло 13 августа 1500 года, поэтому и празднование чудотворному образу было установлено в этот день.

В 1616 году святая икона была перенесена в Минскую церковь в честь Сошествия Святого Духа.

Память 26/13 августа

13 августа с.с. 1500 года в Минске жители города обрели на водах Свислочи чудесно явленную икону Божией Матери, которая с тех пор именуется Минской.

Все это время и на сегодняшний день икона Минской Божией Матери неотлучно пребывала в городе: поначалу в Нижнем Замке, затем – в Верхнем Месте и никогда не износилась из него.

О явлении в Минске в 1500 году чудотворной иконы рассказывает предание, которое находим в одной из книг историка Игнатия Стеблевского, вышедшей в свет в Вильно в 1781 году. Он в свою очередь пользовался рукописью униатского иеромонаха Яна Ольшевского, жившего на рубеже XVII — XVIII вв. Одно время он проходил послушание в Минске, занимался переписыванием книг, в частности, житий святых. Он составил описание чудес, некогда происшедших от Минской иконы Божией Матери. В XVIII в. это описание сохранилось в Минском Свято-Духовском монастыре. В последующем рукопись Ольшевского исчезла. Кроме предания, дошедшего до нас в изложении Стебельского, какие-либо иные сведения о древнейшем периоде истории Минской иконы Божией Матери (до 1500 г.) не приводятся больше никем.

Икона Божией Матери Минская

Предание сообщает, что икона была писана святым апостолом и евангелистом Лукой. В течение многих столетий она находилась в Византии. Ее появление на Руси оказалось связано с принятием нашими предками веры православной. Предание говорит, что икона пятьсот лет хранилась в Десятинной церкви Киева, возведенной в конце Х в. Однако во время нашествия татаро-монгол Киев был разрушен, а вместе с ним на несколько столетий прекратила свое существование и Десятинная церков. Во время татарского погрома икона уцелела. Скорее всего, благочестивые жители Киева ее где-то спрятали. В дальнейшем она могла украсить собою киевский Софийский собор…

Более столетия икона Божией Матери сберегалась в Нижнем Замке Минска, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

В XVII веке в Литве и Русском широкое распространение получила уния. Многие храмы и монастыри насильственно отбирались у православных верующих и передавались униатам. Гонения обрушились и на жителей Минска.

Около 1616 г. в Верхнем городе на месте захваченной у православных деревянной Свято-Духовой церкви униатский архимандрит Афанасий (Пакоста) начал строительство каменного базилианского храма, также названного в честь Святого Духа. Чтобы привлечь горожан к унии, в этот храм по распоряжению униатского митрополита Иосифа Рутского была перенесена чудотворная икона Минской Божией Матери. Предание указывает, что перенесение иконы совершилось в день памяти святого апостола и евангелиста Луки. Значит, уже тогда считалось, что икона писана самим апостолом Лукой.

В 1626 г. сгорела церковь. Спустя некоторое время ее отстроили заново. В 1635 г. минский бурмистр Лукаш Богушевич ходатайствовал перед униатским митрополитом Иосифом Рутским о возвращении чудотворной иконы в эту церковь, но получил отказ. Так Минская икона Божией Матери оказалась в новом базилианском храме. При нем действовали два монастыря: мужской и женский.

В конце в. Минск вошел в состав Российской империи. Свято-Духов храм был передан православным и превращен в кафедральный собор. Так, на том месте, где с незапамятных времен действовала православная церковь, она и возродилась.

В 1795 г. кафедральный собор был освящен во имя Святых апостолов Петра и Павла. В 1825 г. он сильно пострадал от пожара, но икону удалось спасти. В 1852 г. Е.П. Шкларевич, супруга минского губернатора, при содействии нескольких благотворительных особ из Минска и Санкт-Петербурга, пожертвовала иконе Божией Матери новую, украшенную различными драгоценностями, серебряную вызолоченную ризу.

Икона Божией Матери Минской

С особой любовью и вниманием относился к иконе Минской Божией Матери епископ Митрофан(Краснопольский), занимавший местную кафедру с1912 по 1916 ( принявший мученическую смерть от гонителей Церкви). По его благословению в день чудесного обретения иконы ее стали выносить раз в год из кафедрального собора, ставить на специально устроенный аналой и служить молебны.

До 1936 г. икона пребывала в Петропавловском соборе. К тому времени храм захватили обновленцы, ратовавшие за отмену важнейших канонических правил жизни Церкви. Ночью 1936 г. Петропавловский собор был взорван. Икону Божией Матери власти забрали в краеведческий музей. В запасниках этого музея чудотворная икона пролежала до начала войны.

В 1941 г., после отступления Красной Армии, жительница Минска Варвара Васильевна Слабко выпросила у немецких оккупационных властей чудотворный образ. Художник и иконописец Г. Виер отреставрировал икону и передал ее в церковь на Немиге. После закрытия этой церкви, в 1945 г. икона Божией Матери была перенесена в Свято-Духов кафедр, до революции служивший храмом мужского монастыря. В нем чудотворная икона свято сберегается доныне

Более пятисот лет тому назад в Минске произошло событие, на долгие века вошедшее в историю города: 26 августа 1500 года его жители обрели на водах Свислочи чудесно явленную икону Божией Матери, которая с тех пор именуется Минской и свято почитается православными христианами всей Беларуси.

Более пятисот лет тому назад в Минске произошло событие, на долгие века вошедшее в историю города: 26 августа 1500 года его жители обрели на водах Свислочи чудесно явленную икону Божией Матери, которая с тех пор именуется Минской и свято почитается православными христианами всей Беларуси.

В конце X века она была перенесена равноапостольным князем Владимиром вместе с другими иконами из греческого города Корсуни или Херсонеса в стольный град Киев. В Киеве Минская икона Богоматери была поставлена во вновь построенной церкви во имя Рождества Богородицы, которая чаще всего называлась просто Десятинной. В ней образ Царицы Небесной хранился более пятисот лет и за все это время неоднократно прославлялся чудесами.

Около 1500 года началась война Шахмат-Гирея – хана заволжских татар, с Махмет-Гиреем – перекопским ханом. В это время на Киев напали татары и разграбили его. Подверглась разграблению и Десятинная церковь: один из татар содрал с древней иконы Божией Матери богато украшенную ризу, а саму икону бросил в воды Днепра. Казалось, что святыня навсегда уничтожена рукой святотатца-татарина. Однако образ Владычицы Небесной через некоторое время чудесным образом приплыл по воде в Минск и остановился на реке Свислочи, против древнего замка минских удельных князей, где и был обретен жителями города. Последние заметили икону Богоматери потому, что от того места, где она остановилась, исходило необыкновенное сияние. Святая икона тотчас же была извлечена из реки Свислочи и торжественно при большом стечении местных городских и окрестных жителей перенесена в замковую Богородице-Рождественскую церковь.

Так как это обретение чудотворного образа Божией Матери произошло 26 августа (13 августа по старому стилю), то и празднование ему было установлено в этот же день. В замковой Богородице-Рождественской церкви икона Богоматери находилась около 116 лет. В 1616 г. униатский митрополит Иосиф Вильямин Рутский распорядился перенести ее из замковой церкви в главный храм Свято-Духова монастыря (с 1795 г. – кафедральный Петро-Павловский собор). Его распоряжение было приведено в исполнение. Только после воссоединения униатов эта святыня опять была возвращена православным.

Примечательное событие в жизни Минска произошло 22 октября 1914 года, когда наш город посетил Государь император Николай II, который также поклонился особо чтимой святыне – Минской иконе Божией Матери, копия которой епископом Митрофаном поднесена была Его Величеству при отбытии из храма.

Многое видел город за эти годы. Нет теперь в Минске церкви Рождества Богородицы, в 1936 году был взорван кафедральный Петро-Павловский собор. Множество церковной утвари и образов безвозвратно погибли при этом, но снова Господь сохранил чудодейственную икону. До самой Великой Отечественной войны образ находился в деревянном складе неподалеку от окружного Дома офицеров. Хранясь в неподходящих для этого условиях, икона могла легко прийти в негодность, учитывая ее возраст. Однако и на этот раз промысел Божий не допустил гибели святыни. Во время войны набожная православная минчанка Варвара Васильевна Слобко обратилась к немецким оккупационным властям с ходатайством о передаче церкви собственности, которая находилась в данном складе. Разрешение было получено. И вот под слоем пыли женщина увидела дивный лик Найсвятейшей Богородицы. Так снова была найдена икона. Потребовалась ее кропотливая реставрация, которая целиком подтвердила древнее происхождение образа. Затем икона была передана в 1941 г. в Петро-Павловский собор на Немиге. После закрытия этой церкви в 1945 г. икона была перенесена в Свято-Духов кафедральный собор (до 1918 г. служивший храмом мужского монастыря). Здесь Минская икона Богоматери свято сберегается и поныне.

И до сих пор продолжают совершаться различные чудесные знамения по молитвам перед этим образом Богоматери. Когда причт кафедрального собора вскрывает кружку, установленную для сбора пожертвований на украшение этой иконы, то он вместе с пожертвованиями в ней нередко находит и письма лиц, получивших исцеления.

Подготовила Виктория КИРБАЙ.

Информацию читайте в № 341-344 от 15.11.2017 г.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector