Оковецкая икона божией матери о чем молятся

24 / 11 (ст. ст.) июля – празднование в честь Ржевской или Оковецкой иконы Божией Матери.

Икона Божией Матери Оковецкая

Икона Божией Матери, известная под этим именем, явилась в 1539 году при следующих обстоятельствах.

В деревне Клочки Оковецкой волости Ржевского уезда Тверской губернии жили два вора: Иван, бывший прежде здесь же пономарем, и родной его дядя Ермолай. Задумав совершить кражу, они сговорились с двумя другими ворами, крестьянами боярина Ивана Повадина, в том, чтобы клочсковским ворам украсть двух лошадей, а боярским – двух коров, и затем разменяться краденым. Местом, где должен был состояться тот обмен, назначено было старое городище в дремучем лесу на берегу речки Вырышни.

Боярские воры, украв двух коров, привели их в назначенное место и спрятали в лесу, а сами вышли на Вырыщенское городище, чтобы произвести условленный обмен с двумя другими своими товарищами. Но, к своему удивлению, они не нашли здесь клочковских воров, а вместо этого увидели находящуюся на сосне икону.

Они стали рассуждать между собой:

— Это – подлог на нас. Убежим скорее отсюда! Видно, приходится не чужими животами меняться, а принять беду на свою голову.

Они постарались в тот же день увидеться с клочковскими ворами и стали упрекать их за неисполнение условия, а потом спросили, зачем они поставили в городище икону. Клочковские воры клялись и божились в своей искренности.

— Никаких подлогов, — говорили они боярским ворам, — мы не делали и не мыслили на вас зла. Иконы в городище мы не ставили и не знаем, что это такое. Мы слышали только от лесничих и прохожих, что в том месте иногда бывает большой звон.

Воры разошлись, и Ермолай сказал своему племяннику:

— В самом деле, пойдем-ка посмотрим, что там такое на городище, и постережем, не является ли там под видом иконы клад.

Они стали стеречь, но ничего не увидали и рассказали своим односельчанам обо всем, что слышали об иконе и кресте, который они увидели на городище. В деревне заинтересовались этим явлением и послали за священником в соседнее село Спасов Погост. Так как посланные не застали его дома, то они пригласили с собой живущего там инока Стефана. В Духов день, 26 мая 1539 года, Стефан в сопровождении толпы около ста человек отправился на Вырышенское городище. Пришедшие, прежде всего, увидели прибитый на сосне железный крест длинной около аршина. Затем на суке другой сосны, в десяти саженях от креста, Стефан нашел небольшую икону старинного письма. На ней была изображена Богоматерь с Божественным Младенцем на руках, а по левую сторону от Нее святитель Николай Чудотворец. Стефан поднялся на дерево, снял икону и как только ступил с ней на землю, тотчас послышался сильный шум, как будто от сильной бури, и появился над иконой необычайный свет. Все присутствующие были крайне изумлены этими знамениями. Изумление еще более увеличилось, когда здесь же от новоявленной иконы получил исцеление от болезни ног клочковский крестьянин Мартиниан Гребень.

Все эти чудесные знамения окончательно убедили Стефана и всех присутствующих, что они обрели действительно чудотворный образ. Поэтому в ту же ночь Стефан поехал в Оковецкий стан к тиуну Золотухину с подробным донесением обо всем происшедшем, а на городище оставил сторожей. Он распорядился также вновь послать в Спасов Погост за священником. В городище прибыл священник Неклюд Остафьев и начал совершать молебствие с водоосвящением.

От иконы Богоматери стали обильно изливаться чудеса. Одна слепая, не видевшая в продолжение восьми лет, получила прозрение; боярыня Сурменева получила исцеление от болезни глаз; глухая женщина, по имени Ульяна, стала слышать; некто Борис, по прозванию Хрусталь, получил исцеление от расслабления и от глазной болезни. Всего совершилось, и было записано двадцать семь случаев чудесных исцелений, произведенных через новоявленную икону в продолжение одной недели – от Духова дня до заговенья перед Петровым постом.

Такое обилие чудес, а также горячие споры местных жителей о том, оставаться ли иконе на месте ее явления или нет, побудили Стефана отправиться в Москву, чтобы представить высшим духовным и светским властям подробное донесение, или доклад, об обстоятельствах явления чудотворной иконы и о чудесах, совершенных ею. В Москве Стефан, прежде всего, явился к боярину Ивану Григорьевичу Морозову и представил ему свой доклад. Выслушав его внимательно, Морозов сказал с сомнением:

— Неужели, правда, все, что написано в твоем докладе? Если правда, то хорошо тебе будет; если же нет, то берегись, чернец! Впрочем, — прибавил Морозов, — это дело не мое, а святительское.

Поэтому он поручил своему сыну Симеону представить Стефана митрополиту Московскому. Митрополит, выслушав доклад Стефана, обратил на это событие серьезное внимание и для совещания по таковому делу созвал совет из епископов Коломенского и Крутицкого и из архимандритов Спасо-Ярославского, Симоновского и Новоспасского, Стефана же митрополит оставил жить пока у себя и строго приказал ему не отлучаться никуда, без его ведома.

Между тем, пока Стефан путешествовал в Москву, в Вырышенском городище чудеса от иконы продолжали совершаться. Было составлено описание ста пятидесяти исцелений, кроме тех случаев, какие записал Стефан. Священник города Ржева Григорий Онисифоров с некоторыми выборными от прихожан Оковецкой волости прибыл в Москву и представил это описание митрополиту. Митрополит, получив это новое, еще более сильное доказательство чудотворной силы явленной иконы, был так растроган, что прослезился. Вскоре он представил инока Стефана и священника Григория самому царю Ивану Васильевичу Грозному.

Царь и бояре долго расспрашивали их обо всех обстоятельствах явления иконы и совершении исцелений и, наконец, решили для совершенной ясности и убедительности расследовать то дело на самом месте явления чудотворного образа. Для производства следствия были оправлены особые надежные лица: от царя был отправлен Феодор Палицын, а от митрополита – священник Благовещенского собора Григорий.

Посланные для расследования всех обстоятельств явления и прославления иконы, прибыв на место, признали излишним всякое следствие. Дело в том, что в самый же день их прибытия получили исцеление сто семьдесят человек и в продолжение ночи еще сорок два человека. Все это было таким поразительным знамением, которое совершилось на глазах самих же посланных следователей, что совершенно уничтожалось всякое сомнение в истинности чудотворной силы явленных на Вырышенском городище святынь. Поэтому посланные, не производя никакого расследования, описали только подробно все, что видели и слышали здесь, освятили воду и с донесением и святой водой от чудотворных иконы и креста послали к царю священника Неклюда Остафьева.

Царь, посоветовавшись с митрополитом и боярами, отдал повеление на месте явления иконы Богоматери воздвигнуть храм в честь Одигитрии с приделом во имя святителя Николая Чудотворца, а на месте явления воздвигнуть другой храм во имя Происхождения Честных Древ. Причем те деревья, на которых явились икона и крест, приказано было срубить, и на пнях поставить престолы новосозданных церквей. На освящение церквей царь прислал из Москвы священника Василия Ярца и диакона Ивана Жилу, снабдив их церковной утварью, образами, ризами, книгами и колоколами для этих церквей. Торжество освящения их было ознаменовано новыми чудесами. Во время утрени в день освящения двое больных глазами получили исцеление, и один исцелился от тяжкой болезни внутренностей. Кроме того, были исцелены еще княгиня Телятева, княгиня Мария Щетинина и княгиня Серебреная. Княгиня Мария Холмская в горячей молитве просила у Богоматери даровать ей страстно желаемого сына, и молитва ее была услышана: через год у нее родился сын.

В Москве, в церкви Ржевской иконы Божией Матери, что на Тверской улице у Пречистенских ворот, в память принесения сюда иконы и креста был оставлен список с Оковецко-Ржевской иконы Богоматери. Кроме того, учрежден был сюда крестный ход 11 июля, в день, когда святыни Вырышенского городища были провожаемы обратно из Москвы. Этот крестный ход совершался до времен императрицы Екатерины II.

Имелись еще местночтимые списки с Оковецкой иконы, а именно: в Москве, в церкви ее имени в Поварской улице, и еще в городе Ржеве.

Источник: Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. Т. II. М., 2002. С. 103-110.

Оковецкая Икона Божией Матери (Ржевская)

Оковецкая Икона Божией Матери явилась миру в 1539 году при необычных обстоятельствах. Четыре вора в Ржевском уезде деревни Клочки решили совершить кражу. Двое крестьян боярина должны были украсть двух коров, а двое деревенских жителя – двух лошадей, а затем обменяться краденым. Воры у боярина украли коров, спрятали в лесу их и пошли в условленное место за лошадьми, но на условленном месте лошадей не было, а на сосне была икона. Воры испугались и ушли оттуда. Скоро об этой находке стало известно в округе. Более сотни жителей с близлежащих деревень пришли в лес и увидели прибитый к дереву железный крест, а возле него небольшую икону старинного письма, на которой Богородица изображена с Младенцем на руках, по Нее левую сторону изображен святитель Николай Чудотворец. Когда люди сняли с дерева Ржевскую икону Божией Матери, то поднялся сильный шум, как от урагана, а над иконой появилось свечение.

И от иконы стало происходить много чудес, за неделю от Духова дня до заговенья перед Петровым постом произошло двадцать семь исцелений. В Москву послали специальное донесение об описании иконы и чудес Царь и патриарх послали комиссию, чтобы расследовать истинность чудес, которая в первый же день зафиксировала исцеление 170 людей. Все сомнения комиссии были рассеяны и Ржевская икона Божией Матери была признана чудотворной.

В 1541 году Ржевскую икону торжественно принесли в Москву, чтобы освятить воздвигнутый в Ее честь храм. После освящения храма крест и икону перенесли в Успенский собор и 11 июля их перенесли обратно на место обретения, на котором народ, молодой царь Иоанн Васильевич, митрополит со столичным духовенством провожали икону, и этот день стал днем празднования иконы Божией Матери Оковецкой-Ржевской.

Недалеко от места обретения святыни забил целебный источник и возле него в 1870 году построили часовню. После революции целебный источник был засыпан строительным мусором, а часовня разрушена. Крест и икону перенесли в храм села Оковцы, в 1930 году его опечатали. Но после снятия печатей через некоторое время в храме святынь не оказалось.

В 90-х годах прошлого века восстановили храм в честь Оковецкой иконы Божией Матери, а так же часовню и источник, возле которого для паломников оборудовали купальни. Паломников, которые желают омыться святой водой, всегда огромное количество.

Молитва Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой РЖЕВСКАЯ

Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой РЖЕВСКАЯ, Тропарь, глас 4

Кондак Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой РЖЕВСКАЯ, Кондак глас 4

Величание Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой РЖЕВСКАЯ

Россия, Тверская обл., Селижаровский р-н, около д. Оковцы

26 мая 1539 года, в день Сошествия Святого Духа, в Тверской епархии, на Вырышенском городище, находившемся среди дремучего леса на берегу речки Вырышни в Оковецкой волости, недалеко от города Ржева, иноком Стефаном при стечении народа из четырех окрестных деревень были обретены: прибитый к сосне большой железный крест и на другом дереве – небольшая, старого письма, икона, изображавшая Божию Матерь с Младенцем и с предстоящим святителем Николаем Мирликийским, Чудотворцем. При явлении святого креста и иконы воссиял необычный свет и совершались исцеления. В продолжение недели от Духова дня до заговенья пред Петровым постом совершилось 27 исцелений.

Инок Стефан, а вслед за ним священник из Ржева Григорий Онисифоров, поехали в Москву с описаниями явления святых иконы и креста и совершившихся чудес. Возглавлявший тогда Русскую Церковь митрополит Московский Иоасаф (1539–1541) прославил Господа и, после освидетельствования чудотворений на месте, благословил воздвигнуть там два храма во славу Происхождения Честных Древ Креста Господня и в честь Богоматери Одигитрии, с приделом во имя святителя Николая Чудотворца. На освящение церквей были присланы священник и диакон из Москвы с церковной утварью, образами, ризами, книгами и колоколами.

В январе 1541 года Ржевская икона была торжественно принесена в Москву для освящения воздвигнутого здесь храма в честь Ржевской иконы Божией Матери. После освящения церкви икона и крест были перенесены в Успенский собор, где находились до 11 июля (по старому стилю). В этот день ржевские святыни были возвращены к месту их чудесного обретения. Митрополит со всем собором столичного духовенства, молодой царь Иоанн Васильевич и весь народ провожали икону от Успенского собора до церкви Богоматери Ржевской, где был оставлен список со чтимого образа. В память этого торжества было установлено празднование Ржевской иконе Божией Матери 11 июля (24 июля по новому стилю).

В прошлые времена огромное количество паломников участвовало в ежегодных празднествах в честь чудесной иконы и целебного источника, открывшегося в двух верстах выше по течению реки. И теперь многие верующие приезжают на торжества в честь Оковецкой иконы Божией Матери. Паломники прикладываются к святыне и обливаются водой святого источника. Многие больные получают исцеление, и никто не заболевает.

В Москве, в церкви Ржевской иконы Божией Матери, на Тверской улице у Пречистенских ворот, в память принесения сюда иконы и креста был оставлен список с Оковецко-Ржевской иконы Богоматери. Кроме того, учрежден был сюда крестный ход 11 июля (стар. ст.), в день, когда святыни Вырышенского городища были провожаемы обратно из Москвы. Этот крестный ход совершался до времен императрицы Екатерины II. Имелись еще местночтимые списки с Ржевской иконы, а именно: в Москве, в церкви ее имени на Поварской улице, и еще в городе Ржеве тогдашней Тверской губернии.

Тропарь, глас 4

Предстательнице нератная, о Одигитрие готовая! Тверския земли и града Москвы красота и слава, днесь в кров Твой вси прибегаем и умильно вопием Твоему крепкому заступлению, просяще избавления от злых наветников православия, присно борющих нас, и получити, Богородительнице Чистая, токи неисчерпаемых чудесных исцелений от Твоея пречудныя иконы молитвой предстоящего пред Тобою Мирликийского чудотворца Николая да усердно вси Твое проповемы наше ограждение.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector