Как келейно молиться за усопших

В Священном Писании сказано о двух видах молитв: келейной и общественной.


Келейная книжица архимандрита Иоанна Крестьянкина. Это один из почитаемых старцев Русской православной церкви в конце ХХ — начале XXI веков. Иоанн Крестьянкин составлял книгу последние 25 лет своей жизни, носил с собой и прибегал к ней ежедневно.

В православной церкви с первого дня существуют два вида молитвы: общественная и келейная и обе имеют обоснование в Евангелие.

Где молятся

Келейная молитва имеет гораздо больше допусков, чем общественная. То, что не совершается в некоторые дни в церкви, например, поклоны или заупокойные молитвы, вполне допустимо дома – по желанию и настроению.

Изначально келейную молитву в одиночку читали в кельях иноки в дни без богослужений. Для этого и создали молитвенные правила, включающие в себя тексты тех же молитв, что читались в храме, но с небольшим дополнением другими молитвами. Применительно к мирянам келейная молитва – молитвенное правило, по которому верующие молятся дома.

Келейная и общественная молитвы не противоречат друг другу, а дополняют. Когда человек хочет помолиться в одиночестве, он молится келейно. Но только в храме совершается Божественная литургия, молитва возносится священником, поставленным для совершения священнодействия. Поэтому обе молитвы обязательно присутствуют в жизни христианина.

Для келейных молений написаны Утреннее и Вечернее правила. Для утреннего правила – собрание молитв, называемое утренними молитвами.

Для вечернего моления (пред отшествием ко сну) – собрание молитв, именуемое молитвами на сон грядущий

Так же написано собрание молитв, которое называется правилом ко святому причащению и прочитывается готовящимся к причащению.

Каждому верующему назначается келейное правило, состоящее из такого числа молитв, поклонов и псалмов, которое определяется сообразно силам души и тела молящегося. Правило это не должно превышать сил подвижника, дабы он не отказался вовсе от келейной молитвы. Ведь для кого-то и 20 поклонов много, а другие и 200 могут положить. Различают поклоны земные и поясные. Полагаются поклоны перед чтением молитв.

Как правило, в домашних молитвах люди просят Бога о здравии, благополучии, прощении своих грехов. Но долгое время церковные каноны запрещали молиться за упокой души самоубийц, их не отпевали и хоронили за пределами кладбищ.

Учитывая то, что после отказа в отпевании таких людей, их верующие родственники отдалялись от церкви, духовенство пошло им навстречу. Около 1925г. старец Лев Оптинский впервые написал молитвы о самоубийцах, с целью утешения душ грешника и его близких.

Эта келейная молитва произносится дома в кругу близких и родных. Чтения молитвы утешают души грешников и их близких, т.к. считается, что часть греха берут на себя присутствующие родственники и разделяют страдания души мученика.


Икона Покрова Пресвятой Богородицы

Составляющая келейных молитв – чтение акафистов, часто – в честь Божией Матери. Молитвословие перед любой иконой Матери Божьей помогает просящим и молящимся в просьбах.

Неопалимая Купина Защита от пожара

Неотъемлемая часть молитвословия – молитва за других людей. Некоторые сомневаются, стоит ли молиться за своих близких, знакомых и незнакомых людей, или тех, кто нас попросит. Об этом так сказал Силуан Афонский:

А Антоний Сурожский добавляет:

Молиться за людей – значит принимать активное участие в их судьбе, разделять не только их радости, но и проблемы, боль и слезы. Моление за близких людей – проявление христианской любви.

Отношение священнослужителей к домашним молитвам неоднозначно: некоторые считают, что келейно молиться можно, произнося свои просительные и благодарственные слова. Важно, чтобы они шли от чистого сердца и искренне:

Другие же считают, наши личные слова Бог может не услышать:

Но в одном они едины: сила молитв неоспорима, верующим необходимо говорить с Богом не только в храмах, но и дома, наедине.

Вечерняя молитва ко святому Ангелу Хранителю:

Келейные и богослужебные молитвы за усопших[11]

БОЖЕ ВЕЛИКИЙ И ВЕЧНЫЙ, святый и человеколюбивый, сподобивый нас, недостойных рабов Твоих, в час сей стати пред Лицем Твоим и нечистыми устами призвати страшное и поклоняемое Имя Твое, приими посильное благодарение наше о Твоих великих благодеяниях, яже сотворил еси и не престаеши творити в нас. Велико бо воистину таинство Божественным Твоим повелением от небытия явления нашего в мир сей, неизследима глубина Твоего еже о нас смотрения, и временнаго зде пребывания и по сем вечнаго в Тебе упокоения.

МОЛИМ ТЯ, Всеблагий Создателю наш, помяни немощь естества нашего и еже от врага на всякий час бедственное поношение и попрание, несомое нами, призри благосердием на неизбывныя скорби и болезни, чрез все время живота нашего находящия на ны, наипаче же ужас и страх в час исхода смертнаго, и прости милостивно вся прегрешения усопшим рабом Твоим (имена), и упокой я во обителех, яже обещался еси уготовати веровавшим в Тя, Господи, и имена их в книзе животней неизгладимо напиши, телеса же совоздвигни в день, воньже определил еси по святым Твоим и неложным обетованиям. Несть убо, Господи, рабом Твоим смерть, но преставление от печальнейших на сладостнейшая. Аще бо и зело болезнен есть исход наш от телесе сего и страшен воистину час явления нашего пред неподкупным судом Твоим, обаче от труда и скорби на упокоение и радость преходим; и от суеты и мятежа к непрестающему видению славы Твоея возводимся.

ЕЙ, ГОСПОДИ, молим Тя, аще что согрешихом пред Тобою волею или неволею, вся прости: нам ли, до времене оставльшимся, онем ли, от жития сего преставльшимся; и сим убо свободу от всяких уз и покой сладкий ныне даруй, нам же зде сущим конец благий в покаянии и мире подаждь.

Ты бо еси Бог наш, Бог миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, пребезначальнаго Отца собезначальне Сыне и Слове, неизреченнаго ради милосердия Твоего, все смотрение о спасении человеческом прекрасне исполнивый, и неразрешимыя смерти узы расторгнувый; приведый Себе о нас непорочное заколение, и Тело Твое пречистое и всякаго греха неприкосновенное за ны давый в жертву, и страшным сим и неисповедимым священнодействием живот вечный нам даровавый; во ад сшедый и во тьме и сени смертней седящим Божественный восход чрез воскресение показавый: Ты, Господи Иисусе Христе, Отца Вышняго Сыне возлюбленный, присносущныя славы Царю, услыши нас, молящихся Тебе, и упокой души от века усопших рабов Твоих, отец и братий, сестр и матерей, праотец и праматерей наших и прочих сродников по плоти, паче же присных по вере, и раба Твоего (имя), о немже память творим ныне. Яко в Тебе всех держава, и рукою Твоею содержиши вся концы земли: Ты един еси рода смертнаго и безсмертнаго Содетель, лета измеряяй живым и времена уставляяй смерти; низводяй во ад и паки возводяй; Сам убо, Христе, Владыко живых и мертвых, Спасителю наш и Надеждо всех, благоволивый приимати молитвенная воздыхания рабов Твоих, услыши нас, смиренных, и упокой душу раба Твоего (имя) в селениих праведных, во обителех света, идеже непрестанная радость зрящих Твоего Лица неизреченную славу, идеже немолчное славословие приносится Тебе, со безначальным Твоим Отцем и Всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.

ВЛАДЫКО ХРИСТЕ, Боже великий и вечный, святый и человеколюбивый, сподобивый нас в час сей стати пред неприступною Твоею славою и сокрушенным сердцем принести Тебе благодарение о великих дарех, яже сотворил и непрестаеши творити в нас, молим Тя, помяни во благости Твоей крайнюю немощь естества нашего и низпосли на ны свышнюю силу Твою, да греховныя тьмы избежавше и оружием света Твоего оградившеся, неприступны будем всем кознем лукаваго, и со дерзновением чистым сердцем прославим Тебе, единаго истиннаго Бога. Велико бо воистину таинство Твоего о нас благоволения о временном на земли пребывании нашем, и по сем вечном в Тебе упокоении. Приими убо, многомилостиве Господи, благодарение сие наше о входех наших в мир сей и о исходех, о надежде нам воскресения и жизни нетленныя неложном обещании. Ты бо еси воскресения нашего Начальник, и поживших Судия человеколюбивый, и воздаяния Владыка всещедрый; Ты снисхождения крайняго ради приобщился еси преискренне плоти и крове, и тем совозвел еси нас в Твое Божественное безстрастие, приими убо в час сей молитвы и моления наша, и упокой отцы наша и матери, и чада, и братию, и сестры, и вся преждепочившия души, и раба Твоего (имя) ныне поминаемаго, во стране живых, в Царствии Небесном, в рай сладости, вводя вся во святыя Твоя обители, и имена их в книзе животней неизгладимо напиши, телеса же их воздвигни в день, в оньже определил еси святым Твоим и непреложным обетованием. Несть убо, Господи, рабом Твоим смерть, исходящим нам от тела и к Тебе Богу нашему приходящим, но преставление от печальнейших на сладостнейшая, и от труда и мятежа на упокоение и радость.

Аще же что согрешихом к Тебе, милостив буди нам же и ему, иже отиде от жития сего, зане ни един есть чист пред Тобою от скверн, кроме Тебе единаго безгрешнаго Господа нашего, от Негоже вси мы уповаем милость получити и оставление грехов. Сего ради, нам ли до времене оставльшимся, сему ли, преставльшемуся, остави и прости вся грехопадения вольная и невольная, яже в ведении и в неведении, в деяниих или в словесех, и во всех движениих наших, исповеданная, или забвенная, и отшедшему убо свободу и покой вечный даруй, нас же зде сущих благослови, таже кончину благую и мирную даруя нам и всем людем Твоим, и Царствия Твоего достойных всех нас сотвори.

СЫЙ, ВЛАДЫКО И ЦАРЮ всяческих, Христе Иисусе, зрак раба восприемый и с нами долу лежащими поживый, смертию же крестною в преисподняя снизшедый, и во тьме и сени смертней заключенныя и под стражею адовою содержимыя преславным Твоим воскресением возставивый, услыши нас, смиренных, молящихся Тебе, и упокой души рабов Твоих, (имена) и всех от века почивших отец и братий, сестр и матерей, праотец и праматерей наших, сродников наших по плоти даже до перваго рода, наипаче же присных по вере, идеже вся святии Твои пребывают и упокоеваются.

Ты бо еси содержай вся концы земли и наполняяй бездны; Ты един еси Владыка живых и мертвых, лета измеряяй живота и времена полагаяй успению коегождо; Ты еси един, сведый место всякаго создания Твоего, и низходящия во ад тяготою грехов милостивно возводиши к животу и Свету невечернему, темже молим Тя: упокой рабы Твоя (имена) в селениих праведных, идеже радость непреложная и веселие непрестанное зрящих Твоего Лица доброту превожделенную, идеже немолчное славословие приносится Тебе, со Отцем и Духом Святым, во веки веков.

ГОСПОДИ, БОЖЕ НАШ, сердцем сокрушенным и смиренным приносим Тебе малое и недостойное моление о рабе Твоем усопшем (имя) [зде прахом почивающем]. Услыши нас, и упокой душу его во стране живых, в недрех Авраама, Исаака, и Иакова.

Аще же что согреши раб Твой яко человек в животе своем, Ты же, Господи, яко Бог, вся прости ему, зане ни един человек обретается чист пред Тобою от скверны и всякаго инаго беззакония. Ты точию, Господи, един сый свят по естеству и освящаяй всякое создание Твое, и Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Люди часто спрашивают – как поминать усопших и особенно новопреставленных на Светлой Седмице. Наверное кто-то скажет, что это вопрос к духовнику. Но данный вопрос имеет и глубокую уставную сторону.

О смерти и о мертвых, правда, часто вспоминается в сей нареченный и святый день. праздников праздник и торжество из торжеств , гораздо чаще, чем в другие, меньшие праздники. Но в Пасху — это победное воспоминание о попрании смерти смертию Христовою, это радостнейшее и утешительнейшее исповедание веры в то, что дарована жизнь и сущим во гробех). Понятно поэтому, что на Пасхе не может, не должно быть и речи о поминальных молениях, о каком-либо гласном поминовении не только усопших, но и живых.

Даже в чине погребения, которое, конечно, не может быть отлагаемо на целую седмицу, в этой службе нарочито и исключительно заупокойной, если ее приходится совершать на Пасхальной седмице, мало что от обычного усопших пения поется величества ради и чести ВЕСЕЛАГО праздника Воскресения: веселия бо и радости, а не сетования есть праздник. И яко вcu, о Христе Воскресшем в надежде воскресения и жизни вечныя умирающий, Христовым Воскресением от печальных мiра сего на веселая и радостная преставляются, воскресным пением над усопшим Церковь возвещает.

Какого-либо чина пасхальной панихиды церковный Устав также совсем не дает, конечно потому, что он не представляет и возможности такого чина, не предполагает и желания у верующих петь в эти дни какие-либо другие песнопения, кроме пасхальных, оставаться надолго мыслями около кого-либо, хотя бы и любимого, забывая или даже только не вспоминая Воскресшего Спасителя. По старинным правилам на келейной, домашней молитве в пасхальную седмицу даже в келии, дома, разрешалось читать помянник только до заупокоя.

Наверное допустимо подумать о том, что в каких-то отдельных случаях, по благословению духовника, вполне допустимо читать Псалтирь или иные заупокойные молитвословия. Хотя тот же святитель Афанасий определяет, что » В существенном и основном и домашняя молитва должна быть в соответствии с церковной. В церковной молитве указуется один определенный путь, по которому одному, ради единообразия, и несмущения друг друга должны идти и все молящиеся. В домашней молитве большая широта пути, но направление остается то же, что и в церковной молитве. И самая широта и простор должны иметь известные границы, за пределами которых начинается уклонение от правильного пути на распутия произвола и самочиния. Православные не только монахи, но и мiряне всегда и везде остаются послушниками Святой Церкви и даже в том, что предоставляется их свободе они всячески избегают самоволия. » А потому как кажется самое лучшее будет последовать Церковному уставу и наставлениям многострадального исповедника и святителя Афанасия. И как бы тяжело нам не было постараемся укрепиться верой в Воскресшего Господа и ограничить поминовение усопших молитвой на Литургии.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector