Как молится об усопших в алтаре

ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ ЗА ЛИТУРГИЕЙ

Всякий, желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них, и в особенности поминовением за Литургией, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих .

У свт. Григория Богослова находим несколько примеров явления умерших живым с просьбой отслужить Литургию о упокоении души или благодарящих за нее. Один пленный, которого жена считала умершим и в определенные дни заказывала поминовение о нем за Литургией, вернулся из плена и рассказал ей, как его в некоторые дни освобождали от цепей. По некотором расследовании, выяснилось, что это были именно те дни, когда за него совершалась Литургия.

Матерь Церковь с самого начала установила специальные молитвы об усопших и учредила определенный порядок их поминовений. Святые Апостолы ввели этот обычай не без основания и, конечно, не напрасно; решение это не было простым или случайным. Ибо вера христианская безупречна и не содержит ничего, что не было бы для пользы; напротив, все в ней благотворно, угодно Богу, полезно и всецело направлено ко спасению.

Во всех концах вселенной эта апостольская традиция безоговорочно соблюдается Церковью Христовой по сей день и будет соблюдаться до скончания века.

«1. Прежде всего, молитва об усопших совершается во время проскомидии , когда из пятой просфоры вынимаются частицы за всех отшедших от мира сего.

Священник берет просфору, на которой изображен Крест Христов и надпись: ИС ХР — НИ КА (Ииcyc Христос — Победитель), маленьким копием, которым вынимает из просфор частицы, делает над просфорой знак креста и вынимает одну большую частицу со словами: О памяти и оставлении грехов святейших патриархов и блаженных создателей святаго храма сего (если в монастыре — святой обители сея )… И далее он вынимает частицы за всех тех, о ком просили помолиться. Заканчивая поминание усопших, священник вынимает последнюю частицу со словами: … и всех, в надежде Воскресения, жизни вечныя и Твоего общения усопших православных, отец и братий наших, Человеколюбче Господи .

Кроме изъятия частиц из большой просфоры, существует и обычай вынимать частицы из маленьких просфор, принесенных верующими. После Божественной литургии эти просфоры верующие уносят домой и благоговейно употребляют в пищу.

Для чего совершается изъятие частиц из просфор? Вынутые частицы помещаются священником на дискосе (специальном блюде), в центре которого лежит большая прямоугольная частица — Агнец; именно она после молитв на Литургии станет Святым Телом Христовым. Символически это означает, что все, о ком молятся за Литургией, находятся возле Господа.

После освящения Честных Даров и приобщения верующих частицы в честь Богородицы, в честь Архангелов Михаила, Гавриила и всех Небесных Сил, а также за живых и умерших „ввергаются“ в Святую Чашу, где находится Пречистое Тело и Честная Кровь Господа нашего Иисуса Христа, пролившаяся за жизнь мира и спасение . Чаша заносится в алтарь, ставится на престол, и диакон (или священник) ссыпают в нее частицы, вынутые во здравие и во упокоение членов Церкви, с молитвой: Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих .

По окончании Божественной литургии диакон (или служивший священник) потребляет все содержимое Святой Чаши.

Это поминание считается самым высоким и значительным поминанием, которое может быть в Церкви. Видимым образом мы омываем Кровью Христовой хлебные частицы, невидимо Сам Господь омывает морем щедрот Своих христиан, за которых возносится молитва.

2. Второе поминовение, самое известное, потому, что, в отличие от проскомидийного, совершающегося в алтаре, молящиеся его слышат, совершается на специальной ектенье , которая произносится после Апостольского и Евангельского чтений и сугубой ектеньи, на которой поминаются живые члены Церкви.

Диакон выходит на амвон … с зажженным кадилом в руке, которое символически обозначает благоухание молитвы, возсылаемой Богу. Призывая верующих к молитве, он возглашает: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй ! Хор от лица всех стоящих в храме отвечает троекратным: Господи, помилуй . И далее: Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих ( имена ), и о еже проститися им всякому прегрешению вольному и невольному… Господи, помилуй. Яко да Господь учинит души их, идеже праведнии упокояются… Господи, помилуй. Милости Божия, Царства Небеснаго и оставления грехов их у Христа, Безсмертнаго Царя и Бога нашего, просим… Господи, помилуй .

Священник в это время тайно, то есть про себя, а не вслух, читает умиленную молитву, в которой просит Господа принять души всех усопших, о ком здесь молятся, в Свои объятия и поселить их в месте светле (светлом), в месте злачне (изобильном), в месте покойне (спокойном), отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание (там, откуда ушла всякая болезнь, всякая печаль и грусть).

И далее священник возглашает: Яко Ты еси Воскресение и Живот и покой усопших раб Твоих ( имена ), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков!

Эта ектенья произносится во все дни, когда служится Божественная литургия, за исключением особых праздничных дней.

Однако, хотя поминовение усопших за ектеньей, в силу своей гласности и приносит удовлетворение их близким, но оно никак не может заменить проскомидийное поминовение. И это следует знать тем прихожанам, которые не подают на проскомидию, а вручают свои прошения диакону, когда он начинает возглашать ектенью. Но в том ли дело, чтобы ты сам и все в храме слышали дорогие имена.

3. И в третий раз наши усопшие поминаются за Литургией после пресуществления, то есть претворения, Духом Святым хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Священник молится о том, чтобы Господь сподобил верующих достойно, не во осуждение причаститься Святых Таин, и далее говорит: Еще приносим Тебе мысленное моление за всех в вере почивших: праотцах, отцах, патриархах, пророках, апостолах, проповедниках, евангелистах, мучениках, исповедниках, девственниках ради Христа, и о всякой душе православной, в вере скончавшейся (русск. пер).

Затем священник берет из рук диакона кадило, влагает в него благовонный ладан и совершает каждение стоящих на престоле дискоса и потира, в которых предлежат Тело и Кровь Господа нашего и Спасителя. И далее предстоящий священник возглашает: Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии . Хор в это время поет гимн Богородице, Достойно есть , священник поминает разных святых и всех отшедших от мира сего членов Церкви: И помяни всех усопших о надежди Воскресения жизни вечныя (имена). И упокой их, идеже присещает свет Лица Твоего . Последнее предложение можно перевести с церковнославянского языка на русский так: И упокой их перед Лицом Твоим, в присутствии Твоем .

Итак, как мы видим, в самые торжественные и духовно ответственные моменты Литургии совершается поминовение усопших. И если ектенья в некоторые, так называемые нарочитые , дни опускается, то поминовение на проскомидии с погружением частиц в чашу с Кровью и Телом Христовыми, а также поминовение сразу после освящения Святых Даров обязательно совершаются во все дни, когда служится полная Литургия.

Первые панихиды свидетельствуются в Священном Писании. Из Ветхого Завета мы узнаем, что израильтяне просили Бога отпустить грехи их прежде усопшим отцам (Неем. 9, 2). Когда у павших воинов под хитонами находили языческие амулеты, что считалось великим грехом для благочестивого израильтянина, народ молился Богу о душах этих усопших, чтобы Он простил их (2 Мак. 12, 40–42). Из Нового Завета мы узнаем, что Апостол Павел молился, чтобы Господь наш Иисус Христос дал верному Онисифору обрести милость у Господа и Отца в день Второго Пришествия (2 Тим. 1, 18).

Панихида состоит из целого ряда песнопений, в которых мы обращаемся к Богу с просьбой помиловать человека, вселить его с праведными, и ектеньи с подобными же прошениями. Однако ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на Литургии. Конечно, нам не следует пренебрегать и панихидами, однако нужно знать, что поминовение как таковое — это именно поминание усопших священником в алтаре, во время Божественной литургии, сразу же после освящения Честных Даров. Оно не может быть сравниваемо с гласным поминовением на той же Литургии на ектениях, даже и на специальной заупокойной ектении.

Но многие не знают об этом, полагая, что поминовение — это только краткое последование, совершающееся после Божественной литургии. Поэтому, к сожалению, они и приходят ко времени его совершения, то есть непосредственно на панихиду, не присутствуя на Божественной литургии.

Наконец, нашими молитвами во время Божественной литургии и панихид мы удостоверяем, что все мы, живые и мертвые, принадлежим к единому духовному Телу — Церкви. Со всеми верными мы молим Христа, Владыку жизни и смерти, воздать нашим братьям, пребывающим в ином мире, по Его благости, благоутробию и благодати. Но уже сам факт, что многие другие молятся вместе с нами за наших близких, немало нас утешает. Кроме того, молитвы об усопших и поминовения их напоминают нам о бренности всего земного, о быстротечности нынешней жизни, о смерти и о вечности. И каждый, кто молится, трудится и борется за спасение другого, приносит пользу, прежде всего, самому себе, а потом ближнему. Так говорит святой Иоанн Дамаскин. Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым (Евр. 6, 10).

После этого священнослужитель приступает к четвертой просфоре, из которой вынимают частицы о живых – о Патриархе, епископах, пресвитерах и диаконах. Из пятой просфоры вынимают частицы об усопших – Патриархах, создателях храмов, епископах, священниках.

На дискос укладываются и эти вынутые частицы – сначала за живых, ниже – за усопших

Затем священником вынимаются частицы из просфор, поданных верующими.
В это время и читаются поминания – записки, книжки-помянники, которые поданы нами в свечной ящик на проскомидию.

Это – первое, невидимое молящимися поминовение тех, чьи имена написаны в поданных нами записках.

Итак, частицы, вынутые по нашим запискам, лежат на дискосе, рядом с частицами, вынутыми из особых богослужебных просфор.

Многие считают, что частицы, приносимые о живых и умерших, являются очистительной жертвой наших грехов.

Частица, вынутая из нашей просфоры, возлежа возле пречистого Тела Господня, будучи внесена в потир, напоена Божественной кровью, вся исполняется святыни и духовных дарований и ниспосылает их тому, о имени которого возносится. После того, как все причастники приобщатся Святых Тайн, диакон влагает в потир возлежащие на дискосе частицы о святых, о живых и мертвых.

Это делается для того, чтобы святые в ближайшем соединении с Богом воз– радовались на небесах, живые же и мертвые, чьи имена указаны в записках, омывшись самой Пречистой кровью Божия Сына, получили оставление грехов и жизнь вечную.

Вот почему необходимо совершать поминовение живых и усопших именно в Церкви, на литургии – ведь именно здесь происходит очищение Кровию Христовой совершаемых нами ежедневно грехов.

Жертва, принесенная Господом нашим Иисусом Христом на Голгофе и ежедневно во время литургии приносимая на святом Престоле, является полной и совершенно исчерпывающей платой за наш долг Богу – и только она, подобно огню, может попалить в человеке все его прегрешения.

Что такое заказная записка

Памятка для прихожан

Храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Перемышль

Церковная молитва имеет особую силу, и такое поминовение – наибольшее благо для тех, кто нам дорог.

Вверху записки о поминовении поместите восьмиконечный православный крест, затем вид поминовения (о здравии, о упокоении), и затем имена поминаемых: пишут имена только тех, кто крещён в Православной Церкви.

Подавая поминовение о здравии, необходимо помнить, что оно включает не только просьбу о физическом здоровье человека, но и о его духовном здоровье. Поэтому полезно заказывать поминовение о здравии своих обидчиков, чтобы Бог переменил их намерения и внутреннюю неустроенность.

Поминовение о упокоении не подают за самоубийц и умерших в неверии. За них можно подавать милостыню, особенно духовную милостыню (например, духовные книги), но не называя имени. Бог видит и знает, во имя кого совершается такое пожертвование.

Если неизвестно, жив человек или нет (пропал без вести), три года о нём молятся, как о живом, далее – как об усопшем.

Поминовения на литургии:

Простая записка

Подаётся как о здравии, так и о упокоении. В одной записке указывается не более 10 имён. Если поминаемых больше, подайте несколько записок.

При поминовении имена, указанные в простой записке, произносятся помощником священника в Алтаре, и посредством этого упомянутые верующие получают благодать и освящение от приносимой на Престоле очистительной жертвы.

Подаётся как о здравии, так и о упокоении

Отдельные поминовения по окончании литургии:

Это особое краткое богослужение, при котором просят Господа, Богородицу и святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ. Молебны заказывают о живых. Записка на молебен начинается с указания, к кому возносится молебен (Спасителю, чтимым иконам Божией Матери, чтимым святым), и затем перечисляются имена тех, о ком будет возноситься молебное пение. Молебны принято заказывать как в различных жизненных обстоятельствах (болезнь, предстоящее путешествие, вразумление заблудшего и т.п.), так и для того, чтобы почтить память святого (в день своих именин или крестин – святому, чьё имя Вы носите).

Можно заказать молебен с водосвятием. Так, например, после водосвятного молебна о домашних животных, верующие получают освящённую воду, которую можно давать пить животным (особенно заболевшим), кропить ею животных и хлев и т.д.

Получив Божественную помощь по нашему прошению, необходимо заказать благодарственный молебен. При этом помните, что, к какому бы святому Вы ни обращались, помощь мы получаем от Бога (по ходатайству того святого, к которому Вы обращались). Поэтому благодарственный молебен служится только Спасителю.

Это заупокойная служба, в которой мы вместе со священником усердно молимся за усопших о прощении их грехов и облегчении их загробной участи. К панихиде часто присоединяется поминальная трапеза с кутиёй; на канун (канон) (особый столик с изображением Распятия и рядами подсвечников) кладутся продукты, чтобы люди, вкушающие их, ещё раз помянули усопших. Необходимо только помнить, что в пост и трапеза постная, и на канун кладут постную пищу.

По младенцам лучше заказывать не панихиду, а обедню, так как нет нужды просить о прощении грехов, а только о упокоении младенца.

Свеча имеет несколько духовных значений: это добровольная жертва Богу и храму Его, свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету и пламень любви его к тому, у чьего лика верующий ставит свечу.

Если ставятся несколько свечей, то, как правило, в таком порядке: Празднику (икона напротив Царских Врат), мощам святого (если они есть в храме), за здравие (своему святому, чьё имя носите, чтимым иконам Божией Матери и чтимым святым), за упокой (на канун).

Ставя свечу, перекреститесь и прочитайте молитву:

И приложиться к иконе, перекрестившись и поклонившись.

Воздержитесь ставить свечи и вообще ходить по храму или разговаривать во время наиболее важных моментов богослужения:

чтение Апостола и Евангелия

Вынос Святых Даров.

На утрени (вечерняя служба, всенощная) – чтение шестопсалмия

В это время от верующего требуется только одно: благоговейное внимание, сосредоточение и молитва.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector