Как молиться за неверующего умершего

Добрый день! Весь ответ — в Вашем вопросе. Вы сами почувствовали, что нет отклика на молитву об этом человеке, что делать это очень тяжело, что вообще не надо было браться за это. И Вы понимаете, что взялись это делать по излишней горячности, отсутствию духовного опыта и рассудительности. Впрочем, нет: Вы уже имеете небольшой опыт и рассуждаете верно. Дай Вам Бог и в дальнейшем мудрости и любви.

Но почему вы спрашиваете по интернету? Неужели рядом нет священника, с которым можно и нужно советоваться по таким вопросам? Для правильного духовного роста надо иметь и духовного отца, т.е. священника, которому вы исповедуетесь.

Мы знаем как это бывает сложно, — переступить порог храма и задать свой вопрос священнику вживую. И конечно, личная беседа и живое слово утешения никогда не заменят электронной переписки. Тем не менее, нам нужен духовный совет.

Мы верим, что все старания наших пастырей будут не напрасны даже в том случае, если хотя бы один из спросивших получит некую духовную пользу!

Б лагочестивый обычай молиться за умерших ведет свое начало из глубокой древности.

Что побуждает нас молиться за умерших? По слову Иисуса Христа, мы должны любить ближних, как самих себя, и в молитвенной памяти о усопших проявляется самая величайшая, совершенно бескорыстная и сокровенная наша любовь. И эта любовь очень дорога умершим, потому что мы приносим им, беспомощным, помощь! И, наоборот, как мы безжалостны бываем, когда забываем о них!

Н о к сожалению, очень часто в церковь приходят люди и со слезами на глазах спрашивают, можно ли помянуть умерших некрещеных родственников. Церковь за некрещеных не молится, так как эти люди еще при жизни лишили себя возможности получить православное христианское поминовение, не вошли в спасительную ограду Церкви. По Уставу Церкви также нельзя совершать православные обряды погребения и церковного поминовения людей крещенных, но отрекшихся от веры и отошедших от веры (еретиков), которые при жизни относились к Церкви с насмешкой, враждой, или, считаясь православными, искажали Слово Божие, толкуя его по своему мудрованию. Эти люди отлучили себя от Церкви сами. Странно было бы совершать молитвы наравне с верными и за людей неправославной веры, не признавших Православную Церковь за Церковь истинную, и, тем самым, выступавших против нее. Самоубийцы — это люди, отказавшиеся нести своей жизненный крест, восставшие против Божиего промысла и Божией воли, против Церкви и против родных своих.
Н екрещеные люди, как и отступники, мертвые члены, отсеченные от целого тела Церкви, потому и бесполезно заботиться и молиться о них. Об отрезанном и загнившем пальце можно лишь сожалеть, но вылечить его уже невозможно. Некрещеные и отступники, души которых отошли в мир иной в неприятии Бога, уподобляются гнилому зерну, брошенному в пашню вместе с зернами здоровыми. И как такому зерну, в отличие от зерен неповрежденных гнилью, не помогает ни обильное орошение, ни воздействие животворного солнца, так и душам, погасившим в себе Дух Христов, не помогут молитвы близких.

В “Отечнике” еп. Игнатия читаем: “Однажды авва Макарий, ходя по пустыне, нашел лежавший на земле человеческий череп. Когда авва прикоснулся пальмовой палкой, которая была у него в руке, к черепу, череп издал из себя голос. Старец сказал ему: кто ты? Череп отвечал: я был жрецом идолопоклонников, которые жили в этом месте, а ты — авва Макарий, имеющий в себе Святого Духа Божия, когда, умилосердясь над теми, которые находятся в вечной муке, ты молишься о них, то они получают некоторое утешение. Далее череп, рассказав св. Макарию об адских мучениях, закончил так: “Нам, не ведавшим Бога, оказывается хотя некоторое милосердие; но те, которые познали Бога, и отреклись от Него, и не исполняли воли Его, находятся ниже нас” (“Отечник,” изд. 4-е, стр. 311-312).

Из сего рассказа блаженного Отца прежде всего мы видим, что молитва его за страждущих была не церковно-общественная, а частная. Это — молитва уединенного пустынника, молившегося в тайной клети сердца своего. Затем, молитва эта может отчасти послужить и нам, православным христианам, поводом к тому, чтобы молиться за живых и умерших неправоверов частною — домашнею молитвою; но только поводом, а отнюдь не примером; ибо преподобный сообщил нам, что он молился за язычников не самочинною молитвою, а так, как наставлял его Дух Божий, обитавший в его чистом сердце, который не только его наставлял, но и заставлял молиться обо всем мире: о всех людях, живых и умерших, как это обычно и свойственно любящим сердцам всех угодников Божиих; как и св. Апостол Павел писал к Коринфянам: сердце наше расширено; вам не тесно в нас (2 Кор. 6:11).

Итак, мы теперь можем согласиться, что православным христианам молиться за неправославных христиан — живых и умерших — можно частною домашнею молитвою, со смирением и покаянием.

Был случай при жизни Оптинского старца Леонида (в схиме Льва, скончавшегося в 1841 г.). У одного его ученика Павла Тамбовцева, отец покончил самоубийством. Глубоко опечален был любящий сын известием о том, и потому так изливал пред старцем свою скорбь: “несчастная кончина моего родителя есть для меня тяжкий крест. Да, я нахожусь теперь на кресте, которого болезни пойдут со мною в гроб. Воображая ужасную для грешников вечность, в которой нет уже покаяния, я мучаюсь представлением вечных мучений, которые ожидают моего родителя, без покаяния умершего. Скажи, отче, чем я могу утешить себя в настоящей горести?” Ответ старца: “Вручай как себя, так и участь родителя воле Господней, премудрой, всемогущей. Не испытывай Вышняго чудес. Тщися смиренномудрием укреплять себя в пределах умеренной печали. Молись Преблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней.”
Молись же так:

Взыщи, Господи, Погибшую Душу отца моего: если Возможно Есть Помилуй! Неизследимы Судьбы Твои. Не Постави мне во Грех сей Молитвы моей, но да будет Святая Воля Твоя!

Молись просто, без испытания, предавая сердце твое в десницу Вышняго. Конечно, не было воли Божией на столь горестную кончину родителя твоего; но ныне он совершенно в воле Могущего, Который и смиряет, и высит, мертвит и живит, низводит в ад и возводит. При этом Он столь милосерден, всемогущ и любвеобилен, что благие качества всех земнородных пред Его Высочайшею благостию — ничто. Для сего ты не должен чрезмерно печалиться. Ты скажешь: “я люблю моего родителя, почему и скорблю неутешно.” — Справедливо. Но Бог без сравнения более чем ты любил и любит его. Значит, тебе остается предоставить вечную участь родителя твоего благости и милосердию Бога, Который если соблаговолит помиловать, то кто может противиться ему?”

Вот эта приведенная здесь частная, келейная, или домашняя молитва, преподанная опытным в жизни духовной старцем Леонидом своему ученику, и может служить для православного христианина примером или образом молитвы за какого-нибудь близкого к нему неправославного христианина. Может он, например, молиться в таком смысле: “помилуй, Господи, аще возможно есть, душу раба Твоего (имя), отошедшаго в жизнь вечную в отступлении от святой Твоей Православной Церкви! Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет Святая воля Твоя!”

У каждого из нас есть дорогие сердцу люди, надеяться на обращение в веру которых поздно – они уже умерли. Если при этом человек был крещеным, то мы можем поминать его наравне с другими крещеными. Как бы он ни прожил свою жизнь, Церковь молится о нем как о своем члене. А если он не был крещеным? Наше желание, чтоб и он мог быть спасен, сталкивается с серьезными проблемами – и богословскими, и церковными. Автор предлагаемой вниманию читателей статьи хотел бы поделиться собственным опытом и своими размышлениями на данную тему; их можно рассматривать только как его частное мнение.

Икона Божией Матери Взыскание погибших

Сам я вырос в среде, где не было верующих, буквально ни одного! Только няня моя ходила в церковь, но эту няню никто всерьез не воспринимал. После смерти родителей я крестился и даже вопросом не задавался: можно ли молиться за некрещеных покойных? Мои родители были крещеными, но я-то знал, что они были такими же точно неверующими, как и их некрещеные друзья. А вторые — такими же хорошими людьми, как и мои родители! Как же свойство, в наличии которого, так сказать, не участвовало сердце моих родителей, могло сделать их загробную участь светлее, чем у друзей, этим свойством не обладавших? Мне объяснили, что за некрещеных нельзя подавать записки, и я это сразу понял (помню, как сразу принял), но в своей молитве о дорогих покойных неверующих я никогда не делал различия: крещеные или нет.

Тайна, не лишающая надежды

Святитель Григорий Двоеслов

Проведя еще семь лет в служении у гробницы святого мученика, в которой она похоронила также и своего сына, Клеопатра преставилась ко Господу.

Пятницкая улица, церковь Живоначальной Троицы

Есть священники, относящиеся к такому молебну категорически отрицательно, и нельзя сказать, что для этого у них нет оснований – см. ниже. Есть, напротив, вдохновенные почитатели мученика Уара и горячие молитвенники о тех, кто умер вне тела Христова. Есть и те, кто относится к данному вопросу благожелательно и рассудительно: признавая традицию и насущную потребность православных верующих в обращении к мученику Уару, они сторонятся всякого воодушевленного излишества в этом молитвенном деле.

Мальчик в Храме Христа Спасителя

Прошло уже около года, как Н.А. обратилась к вере, и вот один батюшка благословил ее молиться об обращении мужа мученику Уару: читать каноны ему, и житийный, и тот, что о покойных некрещеных (имелось, конечно, о ком молиться). С церковной литературой было тогда так плохо, что даже трудно сейчас представить. Н.А. переписала каноны из дореволюционных миней, и стала читать их каждый день.

Муж Н.А. в тот же год крестился, и через некоторое время принял, в неизлечимой болезни, свой мученический венец.

Отчего так строго?

Книга святителя Афанасия (Сахарова)

Святой Уар Египетский

Доверие к святому

Икона мученика Уара с житием. Храм мч. Уара. Поселок Вешки под Москвой

Следуя ей, доверяя Церкви, доверяя святому мученику, мы обретаем опыт, умножающий веру , ибо без удостоверений — не остаемся. Мы не получаем никаких подтверждений, что теперь загробная участь тех, о ком мы имеем попечение, стала светлой, но мы обретаем уверенность в том, что наше попечение Господь полностью взял на Себя, и, значит, все будет правильно.

У Бога все живы

Старое Донское кладбище

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector