Как молиться за умершего иудея

Чтобы расставить все точки над i, несколько слов скажу о том, что я вкладываю в идею молитв за инославных и иноверных.

Итак, мы можем и должны молиться о живых инославных и живых иноверных. Что касается усопших, то и о них мы можем молитвенно воздыхать. По мысли святых отцов, нашими молитвами мы не можем перенести душу покойного из Ада в Рай, но можем весьма облегчить ее посмертную судьбу. Наша молитва – рука помощи людям, оказавшимся в состоянии, когда сами они для себя сделать уже ничего не могут.

Так же, как наша молитва нужна людям, живущим на Земле, даже если они не принадлежат к Церкви, так и молитва наша об усопших нехристианах служит им поддержкой и утешением.

А теперь вопрос: признавая о не принадлежащих к Церкви важной и необходимой молитву личную, келейную, можем ли мы допустить такую молитву в храме? Можем ли мы неправославных христиан помянуть в храме, на богослужении?

Такие вопросы возникали давно. В середине 19-го века к решению этого вопроса приступили греки. В 1869 году Константинопольский Патриарх Григорий VI установил особый чин погребения усопших неправославных. Чин этот состоит из Трисвятого, 17-й кафизмы с обычными припевами, Апостола, Евангелия и малого отпуста.

Действительно, молитва за не принадлежащих Святой Православной Церкви в Византийский период была непопулярна. Мир поляризовался на христиан (верных) и нехристиан (неверных). Но если обратиться к первохристианским временам, то мы увидим, что не все было так однозначно (об этом я писал в предыдущем очерке, размещенном в блоге).
И хорошо ли, что произошла такая поляризация? И может ли сердце христианина быть закрытым для людей, по той или иной причине находившихся вне спасительного ковчега Церкви?

Мне в том, что в Православной Церкви появились какие-то молитвенные чинопоследования о неправославных, видится не измена Преданию, а возвращение к первохристианским истокам.
Разве все было в истории Церкви так идеально, чтобы мы канонизировали все традиции прошлых столетий? Редкое причащение, утеря общинного духа, пассивность прихожан в богослужебной жизни, магическое отношение к церковным Таинствам и обрядам, нравственная деградация христиан… все это невыгодно отличает нас от первохристианской Церкви…

В последнее столетие поистине происходит возвращение к ситуации первохристианских времен. Христиане опять в меньшинстве, и опять они окружены озлобленным безбожным миром. Сегодня нашим знаменем может быть, как и у христиан первых поколений, вера, любовь и открытость несчастному, заблудившемуся в поисках Истины миру.

Теме поминовения неправославных в своей известной книге святитель Афанасий посвящает целую главу.
Давайте познакомимся с его размышлениями, не вычитанными автором в книгах, за чашкой чая, а выношенными в сердце во время его 30-летнего (!) заточения в советских лагерях.

Владыка пишет: «…Следуя наставлениям апостольским, Святая Церковь всегда молилась о всем мире, о всех людях. Даже в чине литургии возносились моления не только о заблудших – еретиках, но и о внешних – язычниках. Напр., в литургии Апостольских Постановлений не только диакон возглашает: О внешних и заблуждших помолимся, но и Архиерей в важнейший момент литургии просит: Еще молимся Тебе. за внешних и заблуждших, чтобы Ты обратил их ко благу и укротил ярость их (Собрание древних литургий. Вып. I, СПб, 1874, стр. 109, 129). О святом Василии Великом известно, что он не отверг приношения арианина (императора Валента) и позволил ему присутствовать при совершении литургии. Правда, это все свидетельства о молитве за верных и иноверных живых, но у Господа нет мертвых, ибо у Него все живы (Лк. 20, 38) ,и потому молитва христианина как один из видов проявления живой христианской любви к ближнему – может (и должна) простираться и на живых, и на умерших. Известно, что преподобный Макарий Египетский молился о язычниках, а святитель Григорий Двоеслов молился о Траяне. Известно также, что злого гонителя святых икон богомерзкого Феофила, Феодора царица со святыми мужами и исповедниками от мучения исхити и спасе, якоже повествуется (Синаксарий субботы Мясопустной). При этом о Феофиле были возносимы соборные всенародные моления в храме. Святой Мефодий патриарх люди вся собрав и причет весь и архиереи, в Великую Божию Церковь приходят. моление всенощное к Богу сотворяют о Феофиле, всем молящимся со слезами и протяженным молением: и сие во всю первую седмицу постов совершается. Молитвы Церкви не остались не услышанными. Сам Господь, явившись Феодоре в сонном видении во образе Некоего Чудесного Мужа, возвестил: Жено, велия вера твоя. Разумей убо, яко слез ради твоих и веры, еще же и ради прошения и моления рабов Моих и священников Моих, прощение даю мужу твоему Феофилу (Синаксарий недели Православия).
Святой Исаак Сирии говорит, что сердце милующее возгорается у человека о всем творении: “о человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них очи у человека источают слезы от великой сильной жалости, объемлющей сердце. И от великого терпения умиляется сердце его, и не может оно вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварию. А посему и о безсловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред, ежечасно и со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и очистились: а также и об естестве пресмыкающихся молится с великой жалостью, какая без меры возбуждается в сердце его по уподоблению в сем Богу” (Творения, Сергиев Посад, 1911, стр. 205—206). А преп. Макарий Египетский пишет, “что те, которые сподобились сделаться чадами Божиими, и в себе имеют просвещающего их Христа”, которыми “различно и многообразно управляет Дух и в сокровенности их сердца согревает их благодать”, — такие. “иногда в плаче и сетовании слезно молят о спасении всех человеков, потому что, горя Божественною духовною любовью ко всем человекам, восприемлют на себя плач целого Адама”. (Творения, М. 1882, стр. 562—566).

Литургийного поминания этих людей мы не должны совершать, но почему не присоединиться к молитвам родственников церковным песнопением?

Над всем этим надо думать. Святитель Афанасий (Сахаров) начинает свои размышления о поминовении неправославных с примеров того, как Святая Церковь в особых случаях ходатайствовала перед Богом за отдельных людей. Мы живем не за стеной, за которой находятся чужие нам существа, до которых нам нет дела. Есть близкие и родные нам люди, которые не стали членами Православной Церкви по той или иной причине. Очень больно не присоединять к молитве церковной, например во время панихиды, литии (краткого заупокойного богослужения) их имена. Автор убежден, что в некоторых случаях это делать можно.

Шалом!
Дорогие, что Вы можете сказать по поводу молитв за усопших? В православных церквях ставят свечки за упокой и т.п., каков смысл?
И как я могу повлиять на место в вечности (после телесной смерти) своих умерших родственников? Поделитесь, пожалуйста, Вашими комментариями! Cпасибо! (Дима)

Отвечает Александр Ш., мессианский учитель:

Итак, идея не новая, а очень даже прожила и живет долго. Многим людям нравилось думать, что после смерти еще можно что-то изменить. Суть этого заблуждения строится на неправильном понимании Писания в вопросах, связанных с грехом и покаянием, а также том, что будет происходить с человеком после его физической смерти. Предполагается, что если человек умер, то кто-то другой мог бы помолиться за него и пройти путь тшувы, что освобождало бы его от пребывания в аду. Поддержку таким молитвам и действиям находят в различных неканонических книгах.

43 Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении;
44 ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых.
45 Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, — какая святая и благочестивая мысль! Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха.
(2Макк.12:43-45)

Если же говорить о Библейской точки зрения на вопрос, то он таков:

Однажды Йешуа рассказал такую историю:

19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. 20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях 21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. 22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. 23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его 24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. 25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; 26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. 27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, 28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. 29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. 30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. 31 Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

(RST Лук.16:19-31)

Как мы можем увидеть из этой истории — невозможна миграция ни из ада в рай, ни из рая в ад. Но Авраам напомнил богачу, что у людей, которые еще живы, есть некий инструмент, которым они могут воспользоваться при жизни – Тора и Пророки. Иными словами, следуя за Господом, исполняя заповеди, при жизни человек определяется с выбором того, где ему провести вечность.

Как бы, например, выглядела такая история: человек прожил всю жизнь будучи сильным Богоненавистником, умер… Но есть у него верующие родственники, которые после его смерти хорошо за него помолились, сделали много добрых дел – и встретили его в раю? Я думаю, что это был бы очень даже популярный способ евангелизации и спасении душ :). Спрашивать особо никого не нужно, заходишь на кладбище, переписываешь фамилии – и вперед, пополняешь ряды святых…

Нужно ли это делать верующим? Нет. Эта практика не поддерживается Писанием. Екклесиаст на этот счет как то сказал:

Поэтому, достигайте Ваших родных пока они живы, молитесь за них увещевая о том, что время коротко и дни лукавы…

С уважением, Александр Ш.

Последнее пожертвование: 12.06 (Украина)

Да отличный ответ,но с другой стороны где рамки Божьей милости? Вам известны ограничения милости Господа?,допустим если я помолюсь за усопшего во Имя Иисуса,а потом суд (а зачем суд ?,наверно может быть чтобы кого-то оправдать?(или всех судить) ну допустим Господь откроет книгу молитв во имя Иешуа ну опять же допустим если вдруг есть такая книга,а там глянь молитва за грешного Ивана во Имя Христа Иисуса ),как тогда.

6 Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим.
(1Кор.4:6)

Спасибо,Shimon ,Божьих благословений и откровений.Мир вам.

я не верю в эти молитвы
молиться нужно за живых, и пока мы здесь и реально живем
там уже никто не будет рассказывать Евангелие
именно сейчас в этой жизни мы должны научиться покланяться живому Богу в духе и истине
как не странно и иудеи моляться за усопших

А как тогда понимать 1 Кор 15:29 ?

Имя: Татьяна
Сообщение: нужно молиться за умерших?

Татьяна, добрый день.

Спасибо, что читаете наш сайт. Меня зовут Станислав, я постараюсь вам помочь.

Есть интересные строки про целесообразность, что-то сделать для мертвых.

Следующие места пришли мне на память:

4 Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву.
5 Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению,
6 и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем.
(Еккл.9:4-6)

Тут я выделю мысль. Надежда что-то изменить — есть только у живых, а не у мертвых.

Далее, я бы поискал ответ на расставленные приоритеты Иисусом в этом месте:

21 Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.
22 Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов.
(Матф.8:21,22)

Видно, как Христос делает различие между важностью дел для жизни и смерти. Не стоит исключать скорбь в смерти кого-то, но и не правильно превозносить умершего выше живого! Я бы сказал, что календарь живого важнее календаря мертвого.

Важным аргументом в защиту живых является сам Новый Завет, где нет примеров беспокойства за уже умерших. Но все Писание направлено на наставление живых.

11 Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так.
(Деян.17:11)

23 Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его.
(1Кор.9:23)

Борьба со грехом возможна только при жизни, когда бьется сердце и размышляет ум. В подобной борьбе у меня нет иного заступника кроме Иисуса Христа. И моя личная ответственность последовать за Господом.

Никто кроме меня не даст отчет Богу.

12 Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу.
(Рим.14:12)

Посмотрим на вопрос под другим углом.

Молитва Давида о живом ребенке.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector