Как молиться за умерших неправославных

98. Можно ли молиться в церкви о неправославных христианах?

Митрополит Вениамин (Федченков) рассказывает, как однажды к нему во сне явилась девочка-протестантка. Эта девочка просила о ней молиться, потому что ее родители молиться о ней не будут. Не потому, что они плохие, ленивые или не любят дочь, а просто потому, что протестанты не признают молитв об усопших. Однако православные такие молитвы и признают, и хотят молиться о своих инославных ближних. Но как? Можно ли подавать прошения о них на проскомидию?

94. Можно ли молиться о младенцах, ставших жертвой аборта? И если можно, то как? Приведем два ответа. Один из них принадлежит проф. А. И. Осипову. «Меня удивляет, что спрашивают о судьбе абортированных младенцев, а не о судьбе матери. Странная постановка вопроса. При чем тут

Где и когда можно молиться Богу Молиться Богу можно везде, потому что Бог находится везде: и в доме, и в храме, и в пути. Домашняя молитваХристианин обязан молиться ежедневно, утром и вечером, перед вкушением и после вкушения пищи, перед началом и по окончании всякого дела.

12. Можно ли молиться за некрещеных? Вопрос:Можно ли молиться за некрещеных родственников, друзей — живых или умерших — и как? Ведь в семьях часто бывает и так: отец у тебя некрещеный, креститься не хочет, но очень хороший человек. Как за него помолиться: в храме, дома? А можно

1. Можно ли молиться о животном? Вопрос: Можно ли молиться о животном?Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:Животные составляют наиболее близкую к человеку часть тварного мира. Бог хранит людей и ведет их к спасению. Но и бессловесную тварь

2. Можно ли молиться о животном? Вопрос:У меня умерла любимая собака и мне очень хочется помолиться за упокой ее души. Пока она болела, я молился святому Власию Севастийскому, да и теперь, когда она умерла, я молюсь ему за нее. Но правильно ли я делаю? Или я по своему незнанию

Можно ли молиться за тех людей, которые тебя об этом не просили? Можно ли жить супружеской жизнью и зачинать детей в Святки? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря1. Молиться за других — дело любви. Поэтому можно вписывать их имена (если крещены) в

Можно ли молиться о закодированном от пьянства человеке? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряНет никаких оснований отказывать в помощи страждущему. Закодированный человек находится в плену и потому относится к числу погибающих. «Ваша скорбь

Можно ли молиться за совершивших в помешательстве самоубийство? иеромонах Иов (Гумеров)Дорогая Анна! Как убийство бывает преднамеренное и ненамеренным, таковыми бывают и самоубийства. Это различие проводится в 14-м правиле святителя Тимофея Александрийского:«Вопрос. Аще

Можно ли молиться Богу своими словами? Иеромонах Иов (Гумеров)Молитва является не только беседой с Богом, но и особым трудом, в котором участвуют разум, чувства, воля и тело. Чтобы молитва была благодатной и принесла плоды, нужна чистота сердца, глубина веры, опыт духовной

Можно ли в святки молиться за усопших? Иеромонах Иов (Гумеров)В этот период поминовение усопших не совершается за богослужением. Однако остается молитва за усопших во время Божественной литургии на проскомидии и дома. Святитель Афанасий (Сахаров) так комментирует устав:

Можно ли молиться о животном? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряЖивотные составляют наиболее близкую к человеку часть тварного мира. Бог хранит людей и ведет их к спасению. Но и бессловесную тварь не оставляет без попечения. Библия говорит, что

Можно ли протестанту молиться Блаженной Матроне? архимандрит Тихон (Шевкунов)Конечно, можно! Лучше сами поезжайте с ней к Блаженной Матроне. Объясните своей подруге, что значит для нас храм, что такое крестное знамение, с которым мы подходим к святым мощам — что это особая

Можно ли молиться за души самоубийц? Из дневника архиепископа Никона (Рождественского)Удивительное время мы переживаем! Поднимаются вопросы, тысячу лет назад уже решенные; переоцениваются ценности, веками оцененные; пересматриваются решения, от первых веков

Можно ли (и как) молиться за всех, о ком просят? — Ходят большие разногласия по поводу: молиться или не молиться о людях, которые просят молитвенной помощи за себя и за своих близких? Некоторые отговаривают друг друга от такой молитвы на том основании, что якобы «мы слишком

Как Православная Церковь молится за своих усопших верных чад, было показано в гл. 10. Но как быть с теми, кто умер вне Церкви? В общем Церковь следует четко изложенному митрополитом Филаретом Московским (Дроздовым) принципу, что неправославные самим своим неправославием отделились от Таинств Православной Церкви, и этому соответствует их непоминовение в Таинстве Евхаристии. Следовательно, на Божественной Литургии Церковь не имеет особого поминовения неправославных и особенно усопших, которые уже не могут присоединиться к ней. Как же тогда православный христианин может выразить свое сердечное побуждение молиться за родных и друзей, которые отошли от Церкви? Ответ Церкви одновременно строгий и сочувственный, как можно видеть из приводимого ниже отрывка, который является последней частью обширной статьи, излагающей причины, почему Церковь не молилась на Литургии о неправославных.

«Говоря о строгости нашей Православной Церкви в отношении поминовения неправоверующих христиан, мы не к тому ведем речь, что будто святая наша Церковь заповедует нам, чадам, вовсе никоим образом не молиться о них. Она только запрещает нам своечинную молитву, т.е. молиться – как нам хочется и как нам вздумается. Мать наша Православная Церковь внушает нам, чтобы все у нас, как и самая молитва, совершалось по чину и благообразно (1 Кор. XIV, 40). Мы и молимся, при всех наших церковных богослужениях, о всех разноплеменных народах и о всем мире, чаще всего и сами не зная и не понимая того. Именно, мы молимся так, как Господь наш Иисус Христос научил своих апостолов молиться в преданной им молитве: да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли! Это всеобъемлющее прошение объемлет собой все нужды наши и единоверных нам, хотя и неправоверных братий наших. Мы тут просим Всеблагого Господа и о душах умерших неправославных христиан, чтобы Он сотворил с ними то, что богоугодно Его святой воле. Ибо Господь безмерно лучше нас знает, кому и какую оказать милость. – Итак, православный христианин! – кто бы ты ни был: мирянин или иерей Божий, – если во время какого-либо церковного богослужения придет тебе усердие помолиться о каком-либо близком тебе Карле или Эдуарде, то при чтении или пении молитвы Господней, воздохни о нем ко Господу, и скажи: да будет о нем святая вола Твоя, Господи! – и ограничься этой молитвой. Ибо так научен ты молиться Самим Господом. И поверь, что такая твоя молитва будет тысячекратно и Господу угодней, и для души твоей полезней всех твоих самочинных церковных поминовений.

Теперь скажем несколько о частной молитве. Известен в нашей Православной Церкви едва ли не единственный пример, что частная молитва одного угодника Божия помогла душам умерших иноверцев, даже язычников.

В «Отечнике» еп. Игнатия читаем: «Однажды авва Макарий, ходя по пустыне, нашел лежавший на земле человеческий череп. Когда авва прикоснулся пальмовой палкой, которая была у него в руке, к черепу, череп издал из себя голос. Старец сказал ему: кто ты? Череп отвечал: я был жрецом идолопоклонников, которые жили в этом месте, а ты – авва Макарий, имеющий в себе Святого Духа Божия; когда, умилосердясь над теми, которые находятся в вечной муке, ты молишься о них, то они получают некоторое утешение. Далее череп, рассказав св. Макарию об адских мучениях, закончил так: «Нам, не ведавшим Бога, оказывается хотя некоторое милосердие; но те, которые познали Бога и отреклись от Него, и не исполняли воли Его, находятся ниже нас» («Отечник», изд. 4-е, стр. 311—312).

Из сего рассказа блаженного отца прежде всего мы видим, что молитва его за страждущих была не церковно-общественная, а частная. Это – молитва уединенного пустынника, молившегося в тайной клети сердца своего. Затем, молитва эта может отчасти послужить и нам, православным христианам, поводом к тому, чтобы молиться за живых и умерших неправоверов частною – домашнею молитвою, – но только поводом, а отнюдь не примером. Ибо преподобный сообщил нам, что он молился за язычников не самочинною молитвою, а так, как наставлял его Дух Божий, обитавший в его чистом сердце, который не только его наставлял, но и заставлял молиться о всем мире – о всех людях, живых и умерших, что обычно и свойственно любящим сердцам всех угодников Божиих. И св. Апостол Павел писал к Коринфянам: сердце наше распространися; не тесно вмещаетеся в нас (2 Кор. VI, 11—12).

Итак, мы теперь можем согласиться, что православным христианам молиться за неправославных христиан – живых и умерших – можно частною домашнею молитвою; но при том, еще и еще напомним, не самочинно молиться – не так, как нам вздумается и пожелается (дабы вместо благоволения не навлечь на себя гнева Божия), а по наставлению опытных в жизни духовных людей.

Был случай при жизни Оптинского старца Леонида (в схиме Льва, скончавшегося в 1841 г.). У одного его ученика Павла Тамбовцева скончался родитель несчастною насильственною смертию – самоубийством. Глубоко опечален был любящий сын известием о том, и потому так изливал пред старцем свою скорбь: «Несчастная кончина моего родителя есть для меня тяжкий крест. Да, я нахожусь теперь на кресте, которого болезни пойдут со мною в гроб. Воображая ужасную для грешников вечность, в которой нет уже покаяния, я мучаюсь представлением вечных мучений, которые ожидают моего родителя, без покаяния умершего. Скажи, отче, чем я могу утешить себя в настоящей горести?» Ответ старца: «Вручай как себя, так и участь родителя воле Господней, премудрой, всемогущей. Не испытывай Вышняго чудес. Тщися смиренномудрием укреплять себя в пределах умеренной печали. Молись Преблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней».
– Вопрос: «Но коим образом молиться о таковых?»
– Ответ: «По духу добродетельных и мудрых так: ВЗЫЩИ, ГОСПОДИ, ПОГИБШУЮ ДУШУ ОТЦА МОЕГО: АЩЕ ВОЗМОЖНО ЕСТЬ ПОМИЛУЙ! НЕИЗСЛЕДИМЫ СУДЬБЫ ТВОИ. НЕ ПОСТАВИ МНЕ ВО ГРЕХ СЕЙ МОЛИТВЫ МОЕЙ. НО ДА БУДЕТ СВЯТАЯ ВОЛЯ ТВОЯ! – Молись же просто, без испытания, предавая сердце твое в десницу Вышняго. Конечно, не было воли Божией на столь горестную кончину родителя твоего; но ныне он совершенно в воле Могущего и душу и тело ввергнуть в пещь огненную, Который и смиряет, и высит, и мертвит, и живит, низводит в ад и возводит. При этом Он столь милосерден, всемогущ и любвеобилен, что благие качества всех земнородных пред Его Высочайшею благостию – ничто. Для сего ты не должен чрезмерно печалиться. Ты скажешь: «Я люблю моего родителя, почему и скорблю неутешно». – Справедливо. Но Бог без сравнения более, чем ты, любил и любит его. Значит, тебе остается предоставить вечную участь родителя твоего благости и милосердию Бога, Который если соблаговолит помиловать, то кто может противиться Ему?».

Вот эта приведенная здесь частная келейная или домашняя молитва, преподанная опытным в жизни духовной старцем Леонидом своему ученику, может служить для православного христианина примером или образом молитвы за какого-нибудь близкого к нему неправославного христианина. Может он, например, молиться в таком смысле: «ПОМИЛУЙ, ГОСПОДИ, АЩЕ ВОЗМОЖНО ЕСТЬ, ДУШУ РАБА ТВОЕГО (имя), ОТОШЕДШАГО В ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ В ОТСТУПЛЕНИИ ОТ СВЯТОЙ ТВОЕЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ! Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет Святая воля Твоя!» («Душеполезное чтение», 1901, ч. 3, стр. 328—333).

Если умирает крещеный человек, Церковь молится о упокоении души его, совершая чин погребения усопших. При погребении священник читает особую разрешительную молитву, в которой властью, данной ему в Таинстве священства, просит Бога простить все грехи умершему христианину.

Если умирает человек, не пожелавший при жизни принять св. Крещение, то отпевание такого человека не совершается. Это нельзя считать какой-то жестокостью, ибо Церковь зиждется на любви к Богу и людям. Церковь не может насильно привлечь к себе: это противоречит учению Божию. Сам Господь, будучи всемогущ, не наследует воли человека, а ждет ее свободного произволения в обращении к нему. Только при гармоничном сочетании воли Божией с волей человеческой происходит спасение души человека.

Власть священника и сила его молитвы велики в Церкви (Мф. XVI, 19), но не беспредельны. Священник не имеет никакого права, ни сил вторгаться в область, которая всецело принадлежит уже всеведению Божию. И если умерший человек не пожелал сам при жизни вступить в живое общение с Богом, то и после его смерти Святая Церковь не дерзает сделать это насильно. Посмертную участь умершего следует предоставить милосердию Божию. Господь – праведный и нелицеприятный Судия – будет судить каждого по его жизни (Журнал Московской Патриархии, № 10, 1983, с. 79).

Приложеніе II.
МОЛИТВА ЗА НЕПРАВОСЛАВНЫХЪ.

Молитва православныхъ христіанъ за усопшихъ внѣ лона Церкви.

К акъ Православная Церковь молится за своихъ усопшихъ вѣрныхъ чадъ, было показано въ гл. 10. Но какъ быть съ тѣми, кто умерли внѣ Церкви? Въ общемъ Церковь слѣдуетъ четко изложенному митрополитомъ Московскимъ Филаретомъ (Дроздовымъ) принципу, что неправославные самимъ своимъ неправославіемъ отдѣлились отъ таинствъ Православной Церкви и этому соотвѣтствуетъ ихъ непоминовеніе въ Таинствѣ Евхаристіи. Слѣдовательно, на Божественной Литургіи Церковь не имѣетъ особаго поминовенія неправославныхъ и особенно усопшихъ, которые уже не могутъ присоединиться къ ней.

К акъ же тогда православный христіанинъ можетъ выразить свое сердечное побужденіе молиться за родныхъ и друзей, которые отошли отъ Церкви? Отвѣтъ Церкви, одновременно строгій и сочувственный, какъ можно видѣть изъ приводимаго ниже отрывка, который является послѣдней частью обширной статьи, излагающей причины, почему Церковь не молилась на литургіи о неправославныхъ.

Іеромонахъ Іосифъ, Начальникъ Оптинскаго скита.
Можно ли, и какъ можно православнымъ христіанамъ молиться за христіанъ неправославныхъ?

И такъ, мы теперь можемъ согласиться, что православнымъ христіанамъ молиться за неправославныхъ христіанъ, живыхъ и умершихъ, можно частною домашнею молитвою, но при томъ, еще и еще напомнимъ, не самочинно молиться — не такъ, какъ намъ вздумается и пожелается (дабы вмѣсто благоволенія не навлечь на себя гнѣва Божія), а по наставленію опытныхъ въ жизни духовной людей.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector