Как молиться за умерших убийц

Сегодня, в рубрике вопросы священнику, мы затронем тяжелую, если не сказать — страшную тему, тему суицида. В частности разберем следующие вопросы:

Какова главная причина самоубийства?

Что делать, если отчаяние побуждает человека покончить с собой?

Чем страшен грех самоубийства, в каких случаях самоубийство не является грехом и можно ли молиться за самоубийцу?

Отвечает архимандрит Амвросий (Фонтрие):

«Одна из главных причин самоубийства – неверие. Нет ни одного человека, которому бы не посылались скорби, испытания, болезни. И это промыслительно. Ведь как бывает в природе: если постоянно светит солнце, все сгорит, значит, нужны тучи, нужен ветер и буря, нужен дождь. То же самое и в жизни человека: когда все прекрасно, человек перестает ценить добро. А мрачные дни, скорби напоминают человеку, что вся земная жизнь – это только подготовка к вечности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

На заседании Священного Синода от 27 июля было принято решение одобрить Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго – частную молитву для родственников самоубийц.

Кроме совершения предложенного чина родственники и близкие могут взять на себя, с благословения священника, келейное чтение молитвы преподобного старца Льва Оптинского. Более же всего таким умершим помогает раздача милостыни за них и благочестивая жизнь их родных и близких.

Благословен Бог наш:

Трисвятое по Отче наш:

Аллилуия, глас 6. Стих 1: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, / ниже гневом Твоим накажеши мене. Стих 2: Помилуй мя, Господи, / яко немощен есмь.

Тропари: Помилуй нас, Господи помилуй нас, всякого бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце, грешнии приносим, помилуй нас.

Слава: Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом; не прогневайся на ны зело, ниже помяни беззаконий наших, но призри и ныне яко благоутробен, и избави ны от враг наших; Ты бо еси Бог наш, и мы людие Твои, вси дела руку Твоею, и имя Твое призываем.

И ныне: Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиеся на Тя да на погибнем, но да избавимся Тобою от бед, Ты бо еси спасение рода христианского.

И абие антифон, глас 3:

Стих: Помилуй нас, Господи, помилуй нас, / яко помногу исполнихомся уничижения (Пс. 122:3).

Отче Небесный, / Любвеобильне, Человеколюбче, / Милостив, милостив, милостив буди нам, / о, вся Объемлющий / и всех Приемлющий! (Кондак прп. Романа Сладкопевца в Вел. Четв.).

Стих: Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 52:1).

Отче Небесный, / Любвеобильне, Человеколюбче, / Милостив, милостив, милостив буди нам, / о, вся Объемлющий / и всех Приемлющий!

Егда, Судие, сядеши яко Благоутробен, и покажеши страшную Славу Твою, Спасе: о, каковый страх тогда, пещи горящей, всем боящимся нестерпимаго судища Твоего! (Вел. Пок. Канон.Чт., п. 8, тр. 4).

Не имамы иныя помощи, / не имамы иныя надежды, / разве Тебе, Владычице, / Ты нам помози, / на Тебе надеемся / и Тобою хвалимся, / Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Владыко, Господи, Милостивый и Человеколюбивый, к Тебе взываем: согрешихом и беззаконновахом пред Тобою, преступихом спасительныя Твоя заповеди и любве евангельския отчаявшемуся брату нашему (отчаявшейся сестре нашей) не явихом. Но не яростию Твоею обличи ны, ниже гневом Твоим накажи ны, Человеколюбче Владыко, ослаби, исцели сердечную скорбь нашу, да победит множество щедрот Твоих грехов наших бездну, и Твоея безчисленныя благости пучина да покрыет горькое слез наших море.

Ей, Иисусе Сладчайший, еще молимтися, подаждь рабом Твоим, сродником живот свой самовольне скончавшаго, в скорби их утешение и на милость Твою твердое упование.

Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Богородице спаси нас.

Именем Господним благослови, отче.

Обычный (малый) отпуст.

Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.

Данная статья содержит: молитва о усопших самоубийцах — информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Так вообще всякий молитвенный подвиг, совершаемый в память живых или усопших, будет угоден Господу и принесет несомненную пользу не только тем, в память кого он совершается, но и тем, кто его совершает, ибо приносяй за усопших сопричастник мзды бывает, яко любовь о спасении ближнего показуяй: якоже иного помазуяй миром сам себе прежде благоухает.

Поминовение усопших, по смирению и за послушание Святой Церкви, перенесенное на нашу домашнюю келейную молитву, будет ценнее в очах Божиих и отраднее для усопших, чем совершенное в храме, но с нарушением и пренебрежением уставов церковных.

Особенное внимание должно быть обращено на совершение в память усопших милостыни, которая, по словам праведного Товита, избавляет от смерти и не допускает сойти во тьму. Преподобный Феодор Студит советует творить милостыню и за еретиков, а Оптинские старцы заповедуют то же делать из за самоубийц.

У многих из нас есть умершие родные и близкие люди, которые при жизни не принадлежали к Церкви Христовой. Как о них молиться?

Как известно, Православная Церковь молится только о крещеных усопших, сохранивших верность Церкви. Согласно церковному Уставу, также нельзя совершать обряды погребения и церковного поминовения самоубийц.

Однако православный человек, движимый любовью к некрещеному (либо отпавшему от Церкви) родственнику или другу, может совершать частную молитву об усопшем, заручившись благословением священника. В церковной истории были случаи, когда по усиленной молитве близких облегчалась участь душ самоубийц или некрещеных.

Конечно, наша молитва не сравнится с молитвой преподобного Макария, как не сравнится и наша жизнь с житием подвижника. Но все-таки данная история вселяет в нас надежду, что наше молитвенное поминовение несчастных, умерших некрещеными, принесет им некоторое утешение.

Допускали ли святые отцы для своих духовных детей возможность келейной молитвы за тех умерших, которые не могли быть помянуты в церковном собрании? Да, такие случаи известны.

Обратим внимание, что в данном случае речь идет о человеке, который духовно окормлялся у преподобного Льва. Старец Амвросий позволяет использовать молитву святого Льва тоже не случайным людям, но близким знакомым монахини. Подобное поминание возможно творить только тому, кто глубоко воцерковлен и получил благословение от священника.

Важно, что разрешение на молитву о самоубийце было дано его сыну, а не какому-то случайному человеку. Отсюда следует, что подобный молитвенный подвиг рекомендуется только в отношении особо близких для усопшего людей – родственников, ближайших знакомых.

В 2011 году Священный Синод благословил применять молитву преподобного Льва Оптинского для индивидуального поминовения родственников, совершивших грех самоубийства (2).

Впрочем, в том же докладе Святейший Патриарх предостерегает об искаженном взгляде на молитвенное предстательство святого Уара. Обращение к мученику о помощи некрещеным усопшим может носить только частный, а не церковный характер, и никак не способно заменить Таинство Крещения.

Итак, Церковь не запрещает домашней молитвы о близких, умерших некрещеными или совершивших грех самоубийства. Нужно лишь помнить, что такая молитва требует от нас особого духовного бодрствования. Если мы соединим с нашими молитвенными просьбами чистую жизнь по евангельским заповедям, обильную милостыню, искреннее покаяние, участие в церковных Таинствах, Господь не оставит наши воздыхания неуслышанными и подаст облегчение душам дорогих для нас людей.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector