Как молиться за усопшего до погребения

Человеческое тело, по учению Православной Церкви, — храм души, освященный благодатью таинств. Православие настаивает на догмате о всеобщем воскресении мертвых перед Страшным Судом. Как райское блаженство, так и адские муки будут уделом не только души, но и тела. Поэтому уже с апостольских времен Церковь любовно заботится об останках братьев и сестер по вере, чтобы, воздав им последние почести, предать земле до Второго Пришествия Господа нашего.

Похороны усопшего христианина совершаются на третий день после его смерти, при этом часть суток считается за полные сутки, даже если смерть наступила за несколько минут до полуночи. При чрезвычайных обстоятельствах — войнах, эпидемиях, стихийных бедствиях — допускается погребение и раньше третьего дня.

Проводим поминальную трапезу в своих заведениях (ресторан Сюзанна и столовая Трапеза). Осуществляем доставку поминального обеда по Москве. Стоимость поминального обеда — от 800 до 2500 р/чел.

Производим литые чугунные кресты, подставки, индивидуальные таблички и литые изделия для устройства захоронений; малые кресты и литые накладки для памятников; кресты для погребения из совр материала. Приглашаем к сотрудничеству.

Оформление пакета документов на похороны «одним кликом», учет реализации и выработки персонала. Программное создание графиков работы бригад, публикация их в закрытой части сайта организации.

Частный производитель предлагает к реализации ритуальные корзины, вазоны, венки из искусственных цветов, как готовые, так и на заказ.

Что делать после похорон, как поминать усопшего, когда и какие молитвы читать после смерти близкого человека.


Что делать после похорон близкого человека с точки зрения православной традиции? Давайте узнаем что и в какие дни нужно делать.

После смерти близкого человека, над телом читается Последование по исходе души от тела. Последование также может читаться дома, пока тело находится в морге. За последованием читается Псалтирь. Если человек умер в течение восьми дней от Пасхи до Радоницы, то вместе с последованием читают Пасхальный канон.

Раньше не было правила увозить тело человека в морг, и оно всё время до похорон находилось дома. Над телом беспрестанно читалась Псалтирь. Домой приглашался священник, который совершал Литию (усердную молитву об усопшем). Таким образом, об умершем непрестанно шла молитва. В наши дни тело покойного, обычно, находится в морге. Псалтирь при этом следует читать дома или заказать её чтение в монастыре.

После смерти человека, до дня похорон, важно заказать в храме или монастыре Сорокоуст (Подробнее про сорокоуст). Заказав сорокоуст, мы просим молитв о душе новопреставленного в самое тяжёлое для отошедшей души время – во время прохождения мытарств. Пока служится сорокоуст — в течение 40 дней в Церкви будет проходить поминовение усопшего на каждой Божественной Литургии. Молитва в это время для души очень важна, так как душа сохраняет в себе весь жизненный опыт человека и его волю, однако сама ничего не может изменить и исправить, а наши молитвы помогают ей найти покой и своё место в Царствии Небесном.

Заказать сорокоуст в храме или монастыре можно либо придя в храм, либо через интернет с помощью сервиса Треба Онлайн.

По традиции, умершего хоронят на третий день с момента смерти, однако это не всегда получается. Поэтому отсчёт поминальных дней происходит именно со дня смерти, а не со дня похорон. Так, если человек умер в понедельник, третьим днём будет среда, девятым днём будет вторник следующей недели и т.д.

На третий день после смерти следует поставить в храме свечу об упокоении души умершего, прочитать молитвы об усопшем и заказать поминовение на литургии, подав записку. Поставить свечу об упокоении и подать записку в храм можно с помощью сервиса Треба Онлайн. Имейте в виду, что как правило, службы в храме проходят утром, и записку нужно подать до начала богослужения.

С третьего по девятый день душе показываются Райские обители, а на девятый же день душа возносится ангелами на поклонение Богу.


На девятый день близким умершего следует молиться о душе усопшего либо дома, либо в церкви, и как на третий день, заказать записку об упокоении и поставить свечу на канон (канун) в храме перед Распятием. Сделать это можно либо самостоятельно придя в храм, либо через интернет с помощью сервиса Треба Онлайн.

В девятый день после поклона Богу душа отправляется в ад, где находится в трепете до сорокового дня.

В сороковой день душа умершего вновь возносится на поклон к Богу, и в этот день решается её участь: где она будет пребывать до Страшного Суда: в Райских обителях или в аду. Именно поэтому особенно важно молиться о душе умершего в сороковой день.

На сороковой день об усопшем хорошо отслужить панихиду, а также молиться домашней молитвой. Панихиду можно заказать придя в любой храм, а также через интернет с помощью сервиса Треба Онлайн.

Молясь об усопшем в годовщину смерти, мы творим милость душе умершего, и вместе с тем получаем награду от Господа, за своё ходатайство перед Ним за душу близкого человека. В годовщину смерти обычно заказывают либо сорокоуст об упокоении, либо разовое поминовение на литургии.

После похорон усопшие поминаются в особые дни, установленные церковью. Эти дни называют Вселенскими Панихидами, либо Родительскими субботами.

В день Радоницы (Радуницы) верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Радоница приходится на вторник второй недели после Пасхи.

Не редко мысли об усопшем не дают нам покоя, и бытует мнение, что эти мысли, как знак с того света, просит нас об утешительной молитве о душе усопшего. В такие моменты, духовно обратившись к Богу, следует прочесть краткую домашнюю молитву об усопшем.

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Святая Церковь готовит своих чад в последний путь земной жизни, напутствуя их святыми таинствами. Над умирающим православным человеком должно быть совершено таинство исповеди, соборования и причащения.Следует помнить, что все эти таинства нужно совершать, когда человек находится в сознании. Нельзя откладывать напутствие до последней минуты. Если человек находится в тяжкой болезни, нужно незамедлительно позвать к нему священника.

При кончине православного христианина, чтобы облегчить переход его души в вечность, читается отходная – «Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистей Богородице при разлучении души от тела всякого правоверного». Канон этот обычно содержится в полном молитвослове. Если нет возможности пригласить священника для совершения отходной, последование может быть прочитано любым православным христианином, за исключением последней молитвы, которую читает только священник.

Если умирающий долго страдает и душа его не может покинуть тело, священник может совершить другое последование: «Чин бываемый при разлучении души от тела, внегда человек долго страждет».

Иногда случается, что над долго умирающим отходная или «Канон молебный …» бывает прочитан не один раз, особенно если поблизости нет священнослужителя.

После исхода души от тела священник совершает «Последование по исходе души от тела», а мирянин читает Канон за усопшего из молитвослова или требника.

Тело усопшего православного должно быть особым образом подготовлено к положению во гроб. Тело омывается водой, в знак того, что оно должно предстать перед Богом в чистоте и непорочности. Делать это нужно с помощью мыла, губки или чистой тряпочки. Затем умершего облачают в чистые, новые одежды, в знак того, что и тела наши обновятся по воскресении в день страшного суда. На груди, естественно, должен быть нательный крест.

Обмытое и облаченное тело полагается на стол, до того времени пока не будет готов гроб. Гроб и само тело окропляются святой водой и его полагают во гробе. Руки на груди должны быть сложены крестообразно, в знак веры во Христа Распятого, правая рука находится сверху. Руки до перенесения в Церковь можно связать, если они распадаются. Глаза и уста умершего должны быть закрыты. На лоб полагается особый церковный венчик. Под голову кладется подушка. Всё тело покрывается погребальным покрывалом. И венчик, и покрывало можно приобрести в Церкви. В руки влагается икона Спасителя или распятие. Иногда образ кладется на грудь. Недопустимо класть в гроб с усопшим посторонние предметы деньги, еду, личные вещи и прочее. Это является грубым суеверием.

До выноса тела из дома усопшего полагают ногами по направлению к востоку под святые иконы. В комнате постоянно должна гореть лампада или свеча.

Существует благочестивый православный обычай читать над телом усопшего мирянина, монаха и диакона Псалтирь до его погребения и после похорон. Над телом архиерея и священника читается Евангелие. Чтение псалмов является молитвой за душу усопшего и утешает сердце скорбящих родных и близких.

Обычай этот весьма древний и идет с первых веков христианства. В Четьи-Минеях повествуется, что апостолы провели три дня в псалмопении у гроба Божией Матери.

Читать Псалтирь над телом усопшего нужно стоя. Садиться можно только по немощи. Очень хорошо, когда есть возможность до дня погребения читать неусыпную Псалтирь над телом, днём и ночью. Из-за невозможности выполнить чтение непосредственно над усопшим, родные и близкие усопшего могут договориться и распределить чтение Псалтири по часам у себя дома.

В течение пасхальной седмицы чтение Псалтири в Храмах прекращается, но, тем не менее, в «Настольной книге Священнослужителя» (М., 1983, т.4, с. 462) содержится указание: «можно не отлагать чтение Псалтири над умершим в дни Светлой седмицы». Лишь предписывается прибавлять пасхальные песнопения по прочтении каждой кафизмы.

Также существует традиция читать Псалтирь об усопшем до 40-го дня (и более) хотя бы по одной кафизме в день.

По возможности вынос тела усопшего совершается с участием священника. Перед выносом иерей совершает заупокойную литию (с греческого -«усиленное моление»). После литии гроб с телом усопшего выносят ногами вперед в Церковь для отпевания.

И, конечно, переход христианина в жизнь вечную также сопровождается утешительными церковными молитвословиями и песнопениями. называется этот чин погребением или отпеванием. Это как бы последняя служба человека в храме, среди близких ему людей, прощание с ними. И поэтому отпевание совершается на третий день, ибо три дня душа умершего находится еще с нами, на земле, и на третий день идет к Богу.

Отпевание должно быть совершено (если только это возможно) в храме. Почему? Служба эта – последнее прощание человека с храмом. Ведь это место, куда каждый православный христианин ходит в земной своей жизни для молитвы и встречи с Господом. Храм – дом Божий, но также и родной дом для каждого православного.

Гроб с телом усопшего ставится посреди церкви. Умерший лежит головой к западу, и лицо его обращено на восток, к иконостасу. И это не случайно, он как бы предстоит на последней своей службе, окруженный родными и близкими.

Всем присутствующим следует помнить, что отпевание – это не только священнодействие, которое совершает священник, но и общая молитва всех близких покойного о том, чтобы Господь простил ему все вольные и невольные грехи и принял душу его с миром. Поэтому молящиеся стоят не лицом ко гробу, а обращены на восток, к иконостасу. Свечи, которые они держат в руках, есть символ их горячей молитвы за усопшего, устремленной ввысь к Богу. Свечи нужно держать в левой руке, чтобы правой совершать крестное знамение.

Канон заупокойный, который читает священник на отпевании, также наполнен надеждой на милость Божию к усопшему и призывает молитвенную помощь Богородицы и свв. мучеников. Мученики не побоялись умереть за Христа и этим показали, что смерти не нужно бояться, она соединяет нас с Богом.

И грех совершают те люди, которые предают тела своих усопших огню. Обычай этот несовместим с православием. Он присущ языческим религиям, например, индуизму, где тело считается темницей души и должно быть уничтожено.

Для нас же тело – храм души человеческой и тело бережно сохраняется на день страшного суда, где оно восстанет из праха и соединится с душою. Поэтому тело православного христианина не может быть сожжено.

Когда в крематории сжигают умершего, нет даже никакой гарантии, что родственникам выдадут именно тот пепел, который остался от их усопшего близкого.

На отпевании читается послание апостола Павла к Солунянам (1 Фес.4,13-17) и Евангелие от Иоанна (Ин. 5.25-30).

Евангелие от Иоанна рассказывает нам о будущем воскресении мертвых в день суда Божия.

Все, кто прощается с умершим, по очереди, с правой стороны, подходят к телу, целуют икону, положенную на груди и венчик на лбу.

Икона после прощания с усопшим остается во гробе. Обычай оставлять икону в храме до 40-го дня не имеет никакого основания.

После завершения обряда погребения родные и близкие покойного приглашаются, чтобы разделить общую трапезу в память об усопшем.

Поминальный стол является еще и милостыней за усопшего, подаваемой от лица близких родственников.

К сожалению, нередко можно видеть, как поминки превращаются в обычную пьянку, где большинство присутствующих вообще забывают, зачем они здесь собрались, где слышится смех, пустые, праздные разговоры.

В память усопшего ставится кутья. Это обычно отварная пшеница с изюмом или рис. Обычно кутья берется в Церковь на отпевание, где священник благословляет ее. Кутья вкушается перед всеми блюдами. Обычай ставить на стол или под иконами стакан с водкой и куском хлеба, якобы для усопшего, языческий, суеверный и для православных людей неприемлем. Спиртные напитки следует либо совсем исключить, либо сильно ограничить, чтобы не подавать повода для неуместного веселия.

За столом уместно пение церковных заупокойных песнопений.

На первой и последней неделе поста следует вообще воздержаться от поминок. В дни постные готовится постная еда, в мясоед – скоромная.

После отделения души от тела для нее начинается самостоятельная жизнь в мире невидимом. Накопленный Церковью духовный опыт дает возможность построить ясное и стройное учение о загробной участи человека.

Существует также благочестивый обычай особенно поминать усопшего в годовщину его кончины, а также в день рождения и именин. Самое главное, что нужно сделать в дни поминовения усопшего – молиться за Божественной Литургией и подать поминовение за него на службе (написать записку). В дни памяти усопших можно посетить кладбище, убрать могилки.

Сразу же после кончины человека нужно заказать о нем поминовение в Церкви. Так называемый сорокоуст – поминовение на Литургии в течение 40 дней. Поминовение может быть заказано и на больший срок: полгода, год и т.д.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector