Как молиться за усопшего грешника

100. Можно ли „отмолить“ грешника?

„Тайна сия велика есть“. Меру подаваемого по нашим молитвам облегчения участи грешника узнать невозможно.

Святитель Афанасий Великий полагает, что души грешников тоже получают некое благодеяние от Бескровной Жертвы. Однако он добавляет, что это происходит „так, как знает и повелевает лишь живых и мертвых Владыка и Бог наш“. Таким образом, святитель Афанасий не разрешает этой проблемы, поручая ее человеколюбию Божию.

„Участь отшедших не считается решенною до всеобщаго суда, — говорит и свт. Феофан Затворник. — Дотоле мы никого не можем считать осужденным окончательно и на сем основании молимся, утверждаясь надеждою на милосердие Божие“.

И наша Святая Церковь молится не только за „в покаянии“ отшедших, но и за тех, кто преставился „во грехах“. Церковь из любви молится за всех. Однако, молясь и за грешников, Матерь Церковь не обещает, что умершие без покаяния получат отпущение грехов. И святые отцы, подвигающие нас молиться и за грешников, также не утверждают, что с помощью молитв и поминовений мы избавим последних от мучений ада и переведем из места наказания в рай, „отмолим“ их. Они отмечают лишь, что покинувшие этот мир со своими грехами получают через все эти молитвы некоторое утешение, что их наказание становится несколько легче. Но, как учит нас св. Марк Эфесский, хотя несчастные грешники продолжают пребывать в наказании, то малое и временное утешение, которое получают они от наших молитв и поминовений, для них поистине велико. Святой пишет в точности следующее: „Даже то краткое и временное утешение, которым они удовольствуются, — великое дело для них“.

Молитва наша о страждущем — это луч света, пронзающий адскую тьму и свидетельствующий: о нем помнят, его любят. Любовь живых людей, их молитва, которая посылает как бы „воздушный поцелуй“ на тот свет, может пробудить в душе поворот, вывести ее из состояния обращенности на себя. Но это — только при условии, что в человеке было что-то доброе, пусть и покрытое накипью грехов и ржавчиной страстей. Тогда начинается долгий путь очищения души, который в православной традиции называется мытарствами души.

„Давайте без устали помогать нашим близким, отошедшим в жизнь иную, — говорит святитель Иоанн Златоуст. — Давайте будем смело молиться о всем мире, давайте поминать наших усопших вместе с мучениками, исповедниками, священниками. Ибо все мы, верные, составляем единое духовное тело, пусть даже некоторые его члены „светлее“ других. Давайте будем их поминать, давайте всячески испрашивать для них прощение: молитвами, приношениями за них и с помощью святых, поминаемых вместе с ними во время Божественной литургии“.[назад]

Глава II О том, что можно выражать словами и чего нельзя, что можно познавать и что превосходит познание Кто хочет говорить или слушать о Боге, тот должен знать, что не все, касательно Божества и Его Домостроительства, невыразимо, но и не все удобовыразимо, не все

Глава 1371: О том, что из мяса жертвенных животных можно есть и чем можно запасаться. 1838 (5569). Сообщается, что Салама бин аль-Аква‘, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Через три (дня) в доме того из вас, кто

94. Можно ли молиться о младенцах, ставших жертвой аборта? И если можно, то как? Приведем два ответа. Один из них принадлежит проф. А. И. Осипову. «Меня удивляет, что спрашивают о судьбе абортированных младенцев, а не о судьбе матери. Странная постановка вопроса. При чем тут

Кончина кающегося грешника Как душе, совлекшейся своей земной оболочки, нет границ ни во времени, ни в пространстве, так нет их и для мысли: из пределов родного края, где я провел свое детство и юность свою, исполненную сладких мечтаний, где холод рассудочного опыта разбил

Смерть грешника люта Прочитывая сам свой помянник, когда за проскомидией иерей Божий вынимает частички за живых и умерших, я каждый раз с особенным молитвенным чувством поминаю записанные в нем с 20 июля 1902 года два имени: Андрея и сына его, отрока, его же имя Бог весть. И

4. Неспособность грешника сопротивляться злу «Из–за непослушания свойства души стали порочными и себялюбие вытеснило из сердца любовь. Грех настолько ослабил человека, что ему стало не под силу самостоятельно противостоять злу. Он сделался пленником сатаны и остался

Можно ли молиться за тех людей, которые тебя об этом не просили? Можно ли жить супружеской жизнью и зачинать детей в Святки? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря1. Молиться за других — дело любви. Поэтому можно вписывать их имена (если крещены) в

1. СОСТОЯНИЕ ГРЕШНИКА Грешника, коему предлежит необходимость обновляться в покаянии, слово Божие большею частью изображает погруженным в глубокий сон. Отличительная черта таких лиц не всегда явная порочность, но собственно отсутствие этой воодушевленной,

3. ПРОБУЖДЕНИЕ ГРЕШНИКА ОТ ГРЕХОВНОГО СНА Пробуждение грешника есть такое действие благодати Божией в сердце его, вследствие которого он, как от сна пробужденный, видит свою греховность, чувствует опасность своего положения, начинает страшиться за себя и заботится о том,

Благодарность раскаявшегося грешника 12 Благодарю Господа нашего Христа Иисуса бесконечно: Он дал мне силу, признал меня верным и сделал служителем Своим. 13 А ведь был я до того хулителем, гонителем и злодеем. Но был помилован, потому что действовал в незнании и неверии

Прощение грешника 5 Тот, кто доставил мне печаль, огорчил не только меня, а отчасти, чтобы не сказать больше, и всех вас. 6 Для этого человека достаточно того наказания, которое он уже получил от большинства из вас. 7 А теперь простите его и успокойте, чтобы ему не быть

Прощение грешника 5 Тот, кто доставил мне печаль, огорчил не только меня, а отчасти, чтобы не сказать больше, и всех вас. 6 Для этого человека достаточно того наказания, которое он уже получил от большинства из вас. 7 А теперь простите его и успокойте, чтобы ему не быть

Новоначальное состояние грешника Во-первых, блудную страсть можно рассматривать с точки зрения нескольких степеней. Первая — это самый постыдный из этого вида греха — малакия, который является грехом на деле. Причем началом к такому действию или разжжению может

Молитва об усопших

. Не напрасно мы совершаем при Божественных таинствах поминовение об умерших и ходатайствуем за них, умоляя предлежащего Агнца, вземшего грехи мира, но для того, чтобы им было от того некоторое утешение. (свт. Иоанн Златоуст, 53, 430).

. Как мы молимся за живых, которые нисколько не отличаются от мертвых, так можно молиться и за умерших (свт. Иоанн Златоуст, 54, 248).

Не напрасно узаконили апостолы творить память об умерших при совершении Страшных Таинств. Они знали, что умершим будет великая выгода, что они получат от этого много пользы. Когда весь народ стоит, простирая руки, и сонм священников с ними; когда предлежит Страшная Жертва — как мы можем не умилостивить Бога, молясь за тех людей? (свт. Иоанн Златоуст, 55, 770).

Не будем прилагать забот о памятниках, о гробницах — вот превосходнейшая гробница. объяви имя, всем прикажи совершать за него молитвы и прошения; это умилостивит Бога (свт. Иоанн Златоуст, 55, 876).

Читать разрешительную молитву над отпеваемым должен бы тот, кто исповедовал его перед смертью и причащал. По послушания ради может сие исполнить и всякий из отпевающих. (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 223).

Как о живых молимся мы, не различая, идет ли кто путем праведным или другим, так молимся и об умерших, не доискиваясь, причислены ли они к праведным или к грешным (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 25).

Когда авва Иоанн возвращался с жатвы, то сначала шел к старцам для молитвы и назидания, потом упражнялся в псалмопении, а после этого переходил уже к молитве. Такую постепенность в занятиях находил он нужной для приведения ума в то состояние, в котором он находился до выхода из кельи (106, 288).

Однажды святой Савва, архиепископ Сербский, напек свежих хлебов и, навьючив ими монастырских лошаков, ночью отправился в путь, чтобы вовремя поспеть к трапезе отшельников и насытить их теплыми хлебами, а от них воспринять теплые молитвы. Но по дороге напали па него разбойники и, отняв у него все, спросили, кто он и из какой обители? Святой Савва отвечал, что он везет хлеб пустынникам, Христа ради постящимся. Говоря это, святой с полной верой вознес из глубины сердца теплую молитву ко Господу и ко святым мужам, к которым вез хлеб, и получил свободу.

Разбойники умилились, ибо Господь коснулся их сердец, и отпустили святого Савву со всеми его запасами. Ревностный инок успел вовремя привезти хлебы отшельникам и поведал им, как он был избавлен от рук вражиих (95, 71-72).

Родители одного молодого человека, попавшего в плен, не дождавшись его возвращения и отчаявшись, стали усердно молиться о нем, как об усопшем. Они особенно молились три раза в году: на Пасху, Пятидесятницу и в Рождество Христово.

В 1900 году в больнице Троице-Сергиевой Лавры отошел ко Господу старец 90 лет, схимонах Исаакий. Перед своей кончиной он подвергся явному бесовскому нападению за свои великие подвиги в совершении умной Иисусовой молитвы, которую он, будучи совершенно слепым, непрерывно творил.

За три дня до своей кончины старец Исаакий, по милости Божией, получил полный душевный покой. Перед самой кончиной он сподобился утешительного видения, ободряющего надеждой на Божие помилование, и почил, как истинный праведник (114, 61—62).

Однажды пришли несколько братьев к старцу для духовной беседы. Сотворив молитву и поприветствовав друг друга, сели. После беседы, намереваясь удалиться, братья попросили опять сотворить молитву. Тогда старец сказал им, что один брат, пока шла беседа, сотворил 33 молитвы и этим показал братьям, что надо молиться постоянно. Сказав сие и помолившись, старец отпустил их. (98, 288).

Однажды пришел в Пелузию новый правитель и хотел потребовать с монахов такой же дани, как и с мирян.

Однажды принесли для братии рыбы. Повар испек ее и отдал келарю. Келарь куда-то вышел, оставив рыбу в келарне на полу, и поручил стеречь ее малолетнему отроку, прислуживавшему авве Геласию. Отрок не смог удержаться и с жадностью начал есть рыбу. Когда келарь вернулся, то увидел, что отрок ест рыбу, рассердился на него и толкнул. Случилось так, что удар пришелся в место, близкое к сердцу; отрок стал задыхаться и умер. Келарь, объятый страхом, положил отрока на свою постель и покрыл, а сам пошел к авве Геласию, пал к ногам его и возвестил о случившемся. Старец повелел никому не говорить, а вечером принести отрока в церковь и положить перед жертвенником. Когда это было исполнено, старец вошел и встал на молитву. Вскоре братия собрались для нощного богослужения; к ним вышел старец, за которым шел и отрок. Об этом никто не знал до самой кончины старца (106, 87).

Однажды авва Макарий увидел на поле вдову, собиравшую колосья. Она непрестанно плакала. Старец, подозвав владельца поля, спросил его, почему эта вдова так горько плачет. Тот рассказал, что ее муж взял у одного человека поклажу и вскоре умер, не успев сказать жене, где он положил ее. И теперь хозяин поклажи хочет взять в рабство ее и детей. Узнав это, старец повелел показать место, где похоронили ее мужа.

В окрестностях Фиваиды, в пределах Гермополя, расположено было около десяти языческих поселений, где очень сильно процветало суеверие. Устроив однажды шествие с огромным истуканом, жрецы и народ обходили селения с неистовством и плясками, испрашивая у своих богов дождя. Случилось проходить около тех мест и блаженному Аполлонию. Сжалившись над народом, авва склонил колена и призвал Господа и Спасителя нашего. И все, кто только участвовал в бесовском бесчинстве, внезапно остановились и не могли двинуться с места. Долго стояли в таком положении язычники. Прохожие люди недоумевали, что же случилось, и стали выяснять причину необычайного явления. И тогда жрецы сказали им, что вблизи пустыни живет христианин по имени Аполлоний, и что это его дело, и если он не смилуется, не избежать им беды.

Отправились послы к человеку Божию с обещанием отказаться от своего заблуждения и, если Аполлоний разрушит их узы, поклоняться и служить его Богу. Авва немедленно пришел, совершил молитву и освободил их. Люди бросились к нему, благодаря и прославляя истинного Бога. Предав истукана огню, народ последовал за старцем. Вступив в лоно Церкви, многие из них избрали иноческую жизнь и остались с блаженным Аполлонием (99, 43).

В Кириллову обитель принесли тяжело больного человека, который просил, чтоб его постригли перед смертью. Преподобный облек его в иноческий образ с именем Далмат. Через несколько дней стал он умирать и просил причастить его Святых Тайн. Но священник замедлил с совершением Литургии, и, когда принес Святые Дары в келью, болящий уже скончался. Смущенный иерей поспешил сказать о том преподобному. Святой Кирилл Белоезерский весьма огорчился, скоро затворил оконце своей кельи и встал на молитву. Немного спустя пришел келейник, служивший Далмату, и сообщил блаженному, что Далмат еще жив и просит приобщиться. Немедленно послал святой Кирилл за священником. Хотя тот был уверен, что Далмат уже умер, однако же пошел. Сильно удивился иерей, увидев Далмата, сидящего на постели. Как только он причастился Святых Тайн, стал прощаться со всей братией и тихо отошел ко Господу (115, 306—307).

Глинский подвижник старец Макарий, исполнявший должность благочинного, выйдя однажды во время утреннего богослужения из церкви, внезапно увидал над братской кухней столп света. Будучи гам просвещен Духом Божиим, он понял, откуда такое явление, и поспешил тихо пройти в кухонный коридор. Приблизившись к двери, в щель он увидал старца Феодота, стоящего на коленях перед иконою Спасителя с воздетыми вверх руками, и из уст его выходил пламенный пук видимого света, который, протягиваясь к иконе, разливался и освещал то место, где стояла икона. Увидев это, старец Макарий был поражен чудным зрелищем и в страхе отступил назад. С чувством великого благоговения рассказывал он впоследствии об этом братии. Также и другие видели старца Феодота во время молитвы, освещенного неземным светом (96, 260).

Миссионерский листок

Человеческое тело, по учению Православной Церкви, — храм души, освященный благодатью святых Таинств. Православие настаивает на догмате о всеобщем воскресении мертвых перед Страшным Судом. Как райское блаженство, так и адские муки будут уделом не только души, но и тела. Поэтому уже с апостольских времен Церковь заботилась об останках братьев и сестер по вере, чтобы, воздав им последние почести, предать земле до Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа.

Положение во гроб

В Евангелии описано погребение Спасителя, которое заключалось в омовении Его Пречистого Тела, облачении в специальные одежды и положении во гроб. Эти же действия полагается совершать над христианами и в нынешнее время.

В руки почившего вкладывают Распятие (существует специальный погребальный крест, его можно приобрести в церковной лавке) или икону — Христа, Богородицы или небесного покровителя.

Твердо установленных правил, как располагать гроб с телом усопшего в доме на время прощания, не существует. Можно поставить лицом к иконам, которые обычно находятся в переднем углу (правом напротив входа); можно лицом к входящим, чтобы проститься. Возле гроба зажигают церковные свечи; если есть возможность, нужно расставить их с четырех сторон крестообразно, или только у головы.

Лампады и свечи также возжигают у домашних икон. Недопустимо ставить под ними стакан с водой, а то и водкой, хлеб и прочее. Также не следует ставить рядом с иконами фотографию умершего и зажигать перед ней свечу.

Молитвы об усопшем до отпевания

Сразу после приготовления тела к погребению над усопшим нужно прочесть по молитвослову литию. Древним православным обычаем является чтение Псалтири по усопшему. Боговдохновенные псалмы утешают скорбящие сердца близких покойного и служат помощью душе, разлучившейся с телом. Лучше читать Псалтирь у гроба почившего, но можно так же в любом месте и в любое время.

Рекомендуется как можно раньше заказать об усопшем сорокоуст — молитвенное поминовение в храме за Божественной литургией в течение сорока дней подряд. Если позволяют средства, закажите сорокоуст в нескольких храмах или монастырях. В дальнейшем сорокоуст можно возобновлять или сразу подать записку на долгосрочное поминовение — полгода или год. Наконец, весьма полезно для души усопшего служить панихиды.

Особый порядок молитв об умершем установлен Церковью на тот случай, если кончина пришлась на дни, следующие за праздником Пасхи — на Светлой седмице. В это время Церковь торжествует победу над смертью, которую совершил Господь наш Иисус Христос и обещал всякому верующему в Него после Своего Второго Пришествия на землю и Страшного Суда. Воскресение Христово вносит в заупокойные молитвословия особые, радостные ноты. Вместо заупокойного канона на Светлой седмице читают Пасхальный канон, а во всех случаях, когда положено читать литию, поют пасхальные стихиры. Вместо Псалтири на Светлой седмице по традиции читают одну из книг Нового Завета — Деяния святых апостолов, ибо апостолы в своем служении несли миру свет Христова Воскресения.

Еще до отпевания дома или в храме над гробом усопшего священником может совершаться панихида — молитвенное поминовение усопших, которым испрашивается оставление их согрешений и упокоение со святыми во Царствии Божием.

Вынос тела

Похороны усопшего христианина совершаются на третий день после его смерти, при этом часть суток считается за полные сутки, даже если смерть наступила за несколько минут до полуночи. Заранее договоритесь в храме о времени отпевания. Не забудьте при этом взять в храм свидетельство о смерти.

Лучше постараться успеть прибыть в храм еще до начала Божественной Литургии. В этом случае священнослужители и все собравшиеся на Литургии люди особо помолятся за усопшего, вознеся по ходу богослужения молитвы о прощении его грехов.

Если по каким-то причинам доставка гроба в храм задерживается, обязательно предупредите сотрудника церковной лавки и попросите о переносе времени отпевания.

Уместно нести гроб родным и близким, облаченным в траурные одежды.

Крышку гроба и венки оставляют во дворе. Допускается вносить в церковь живые цветы.

В храме тело покойного помещают на специальную подставку ногами к алтарю, а рядом ставят подсвечники. С древнейших времен христиане, участвовавшие в погребении, возжигали свечи. Огонь свечи говорит о нашей надежде на переход усопшего в Царство Истинного Света и свидетельствует о пламенной молитве к Богу о усопшем. В знак этого родственники и знакомые усопшего ставят свечи на подсвечники и держат во время отпевания зажженные свечи в руках.

Отпевание

Для более зримого удостоверения того, что с усопшего сняты все прегрешения, и он примирился с Церковью, ему влагается свиток с текстом разрешительной молитвы в правую руку.

Затем наступает время прощания. В знак любви и единения, не оканчивающегося и за гробом, ближние дают усопшему последнее целование, лобызая венчик на его челе и крест или икону, лежащую в гробу. В этот момент нужно от всей души попросить прошения за все обиды и скорби, которые мы причинили почившему, и простить то, в чем он был виноват перед нами.

Сразу после этого гроб закрывается крышкой и забивается гвоздями. Если родственники усопшего хотят проститься с ним на кладбище, то в храме гроб не заколачивается, а священник благословляет кого-либо из близких посыпать тело землей непосредственно перед погребением или священник, по согласованию с родственниками, сам присутствует на кладбище при погребении усопшего.

По Уставу, при выносе тела из храма должно звонить в колокола особым погребальным звоном. Этот звон возвещает живым об отшествии из мира еще одного христианина и служит прообразом архангельских труб, звук которых раздастся в последний день мира и будет услышан во всех концах земли.

Заочное отпевание

Ранее заочное отпевание допускалось Церковью только в том случае, когда тело усопшего было недоступно для погребения (пожары, наводнения, войны и другие чрезвычайные обстоятельства). Сейчас это явление стало распространенным — порой рядом просто нет храма, а порой родственники хотят сэкономить деньги или время. Последнее крайне прискорбно, — лучше отказаться от поминок, венков, надгробного памятника, но приложить все усилия и привезти тело в храм. Тем не менее, Церковь идет навстречу людям и при нужде совершает заочный чин отпевания, несколько сокращенный по сравнению с обычным.

Заочное отпевание нужно заказать утром накануне или в день похорон, не забыв взять в церковь свидетельство о смерти. Необходимо, чтобы в храме присутствовал хотя бы один из родственников почившего. Священник даст ему венчик, свиток бумаги с текстом разрешительной молитвы и кулечек с землей. Венчик нужно положить на лоб усопшего, молитву — в правую руку, а землю рассыпать по телу крестообразно — от головы к ногам и от правого плеча к левому. Бывает, что заочное отпевание совершается спустя какое-то время после похорон. Тогда погребальную землю нужно рассыпать по могиле, а венчик и молитву зарыть в могильный холм на небольшую глубину. Если могила очень далеко или в неизвестном месте, то сделать это можно на любой могиле, на которой установлен православный крест.

Отпевание совершается один раз. Но если нельзя доподлинно установить, был человек отпет или нет, нужно, не смущаясь, заказать заочное отпевание, и чем скорее, тем лучше.

Необходимо заметить, что иногда ритуальные фирмы сами дают венчик и печатный текст разрешительной молитвы. Это профанация церковного обряда. Разрешительная молитва, не прочитанная священником во время отпевания, не приносит усопшему никакой пользы.

Кто лишается отпевания

Церковь не отпевает иноверцев (мусульман, иудеев, буддистов, язычников), некрещеных людей, а также самоубийц. От последних следует отличать людей, лишивших себя жизни по неосторожности (случайное падение с высоты, утопление в воде, отравление пищей или лекарством, нарушение норм техники безопасности на производстве).

Лишаются отпевания лица, покушавшиеся на жизнь или имущество ближних и умершие от ран и увечий, полученных в результате отпора. Воины, погибшие на поле брани, к этой категории не относятся.

Если самоубийца покончил с жизнью, будучи постоянно или временно невменяемым (психическое заболевание), то вопрос о его отпевании решается епархиальным архиереем. Родственникам надо обратиться в канцелярию епархии с письменным прошением, к которому прилагается свидетельство о смерти. При положительном решении вопроса резолюция архиерея предъявляется приходскому священнику, и он совершает отпевание.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector