Как молиться за усопшего осипов

Отвечает проф. Алексей Ильич Осипов:

— Если бы там невозможно было изменение духовного состояния души, то зачем было Церкви с самого начала своего существования молиться за усопших? А она постоянно поминает их и призывает к молитве всех верующих, научая и как правильно это делать. Особенно важна молитвенная помощь в первые 40 дней по кончине человека, что, конечно, совсем не означает ненужности, или бесполезности молитв в последующее время. Но какой она должна быть?

Отвечая на этот вопрос, необходимо сказать о двух совершенно разных пониманиях молитвы, совершаемой как индивидуально, так и на богослужениях. Одно – это действительно молитва – искренняя, сердечная, покаянная. Другое – псевдомолитва –произнесение лишь слов молитвы, но без ее самой.

К великому сожалению, второе понимание, как правило, преобладает в нашей жизни. Происходит это по незнанию, по лености, по самооправданию. Молитвой часто называют вычитывание или пение слов молитв, или правила, внешнее совершение богослужения и просто присутствие на нем – но без самой молитвы, то есть без обращения к Богу с вниманием, благоговением и сокрушением сердца, в результате чего сами богослужения и молитвенные правила остаются для человека пустыми, бездейственными словами. Тем самым мы обманываем себя.

Так вот, когда умирает человек, то очень часто его родные ограничиваются лишь внешней стороной поминовения: заказывают панихиды, сорокоусты, подают заупокойные записки, ставят свечи, дают деньги в монастыри, в храмы и т. д. Но необходимо знать, что если я сам при этом палец о палец не ударю, чтобы помолиться о своем усопшем, и не буду воздерживаться от гнева, злословия, осуждения, чревоугодия и проч., понуждать себя к исповеди и причащению, к чтению слова Божия и святых Отцов, к помощи нуждающимся, больным, то проку от всех этих заказов не будет. Мы хотим без труда (над собой) вынуть рыбку из пруда, без малейшего подвига борьбы со своим ветхим человеком надеемся починить ветхость усопшего. И это, увы, называем поминовением, молитвой за него! Надеемся, что где-то кто-то вместо меня помолится за усопшего. Но помолятся ли там или только имена назовут?

Поэтому, если кто действительно хочет помочь своему усопшему – тому, кого он искренне любит, то средство есть, и оно в наших руках – отдай, человек, частицу своей души, частицу своей привычной, греховной, духовно-пассивной жизни. Возьми на себя хотя бы маленький подвиг. Поживи в посильном воздержании тела, страстных чувств и мыслей, в понуждении себя к молитве, к чтению слова Божия. Постарайся примириться с врагами своими. Добро сделай ненавидящим тебя – по заповеди Божией. Постарайся не осуждать, не завидовать, не отвечать на зло злом, чаще исповедуйся и причащайся святых Христовых Таин. Очисти хотя немного свою душу, хотя на короткое время возьми себя в руки – ради дорогого тебе человека. Все это будет бесценным даром усопшему. Не нужно искать откровений о судьбе усопшего, а иметь, хотя бы некоторую веру Церкви, предлагающей действенные средства помощи ему.

Процитировано 7 раз
Понравилось: 4 пользователям

Профессор Московской Православной Духовной Академии


Отвечает профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов:

– Да! Молитва за умерших – действенна! И молящийся человек не только может, но обязательно чувствует помощь молитвы. Но – молитвы! Потому что очень часто мы обманываем сами себя. Причем, очень ловко обманываем себя: даем деньги в монастыри и храмы, ставим свечки, подаем записки, а сами – палец о палец не ударим! Простите, а молитва-то где? Подать-то вы подали, а где ваша молитва? Пусть другие молятся?! Ах, как я люблю своего родственника!

Действенность молитв обусловлена степенью того, что я от себя оторву или отделаюсь лишь внешними знаками: напишу записку и подам ее батюшке, а пока батюшка читает молитвы – я на рынок схожу. Замечательно! Пусть батюшка молится! Мне-то молиться незачем, не правда ли?

Так чем же являются молитвы для усопших? Образно говоря, мы идем вместе, и вдруг у человека подвернулась нога. Что мы делаем? Подхватываем своего спутника под руки и помогаем ему идти. Так и в данном случае: поскольку человек там уже не имеет воли (хочет, но ничего не может), то мы своим подвигом и молитвой можем помочь усопшему освободиться от тех страстей, которые мучают его там. Молитвою и постом! То есть – подвигом! Хотя бы – каким-нибудь! Кто чем может, кто на что способен! Кто-то – пост на себя наложит, а у кого-то, может быть, даже хватит сил и телевизор выключить!

Как правильно молиться за усопших

Если бы там невозможно было изменение духовного состояния души, то зачем было Церкви с самого начала своего существования молиться за усопших? А она постоянно поминает их и призывает к молитве всех верующих, научая и как правильно это делать. Особенно важна молитвенная помощь душе в первые 40 дней по кончине человека, что, конечно, совсем не означает ненужности, или бесполезности молитвы в последующее время. Но какой она должна быть?

Отвечая на этот вопрос, необходимо сказать о двух совершенно разных пониманиях молитвы. Одно — искренняя, сердечная, покаянная молитва, совершаемая как индивидуально, так и соединенная с определенными богослужениями. Другое — произнесение слов молитвы без ее самой.

Потому и дар изгнания бесов давался Богом очень редким подвижникам, а вовсе не любому священнослужителю. Рукоположение не дает ни дара чудотворений, ни, тем более, власти над бесами! Даже апостолы, пытавшиеся изгнать беса просто произнесением молитвы, потерпели, как видим из Евангелия, неудачу.

Но вернемся к молитве за усопших.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector