Как молиться за усопших в пост

Когда человек покидает мир земной, его душа отправляется в небесное царство. Тело больше не нуждается ни в каких земных благах. Родственники усопших стараются облагородить их могилу, установить самый дорогой памятник, таким образом выражая своё уважение и любовь. Но это всего лишь традиции, которые люди придумали, в первую очередь, для себя.

От живых потребуется поминать своих умерших родных молитвой, которая и послужит знаком вечной памяти. Душа нуждается в молитве, как земной человек нуждается в свежем воздухе. Молитва имеет невероятную силу, с её помощью можно замолить грешные поступки, совершённые при жизни. Вечная душа — это вечная молитва.

Дух усопшего не может молиться за себя и искупить свою вину добрыми делами. По этой причине живые должны выполнять свой долг и вымаливать души усопших перед лицом Бога, как в церкви, так и у себя дома.

Истинные христиане знакомы со списком литературы, которую можно приобрести в церкви или в магазинах. Такие книги содержат молитву об усопших, обязательную составляющую молитвенного таинства. Читая эти слова, человек напрямую обращается к Господу, и происходит священный диалог. Поминать усопших можно одновременно с чтением Библии.

Когда физическое тело заканчивает своё существование на земле, это ещё не конец. Жизнь имеет продолжение после смерти, на небесах. У каждой души есть своё предназначение, которое определяется во время второго Пришествия Бога. И до этого времени у живых есть возможность замолить грехи и изменить дальнейшую судьбу душ усопших.

Конкретного расписания для поминания душ усопших не существует, ведь это можно и даже нужно делать в любое время, в любом месте. Для христианской молитвы не бывает неподходящего момента. Но есть такие дни, которые уже стали традиционными для поминания. К примеру, это родительские субботы — особые дни для почтения усопших; в году их всего семь. Одна из них совпадает с Днём Победы 9 мая, когда принято поминать погибших воинов.

В церкви у каждого человека есть возможность подать список с именами усопших, за которых необходимо помолиться. Имена пишутся на бумаге и передаются перед литургией.

В христианской церкви для поминовения родных и близких отделены специальные дни, из семи родительских суббот такими днями являются: вторая, третья и четвёртая. В первую субботу Великого поста принято присутствовать на Литургии лично, совершая молитву непосредственно в церкви. Записку с именами для молитв можно передать в воскресенье.

Поминки, которые заказывают в ресторанах и кафе, это лишь формальность, придуманная людьми для самих же себя. Это объясняется языческими традициями, которые влились в современную жизнь. Усопшим трапезой не помочь, а вот молитва обладает невиданной силой.

Жизнь человека наполнена ежедневной усталостью, голова забита работой, но это не должно мешать соблюдению христианских традиций. Нужно находить время и чтить память усопших специально выделенные для этого дни и в свободное время, когда есть возможность произнести молитву. Родственники и близкие, которые покинули мир, очень нуждаются в молитвах живых.

Как Церковь поминает усопших в Великий пост? Почему на это время выпадает столько родительских суббот? Зачем писать постовые записки и чем они отличаются от обычных и заказных? Об особенностях церковной и личной молитвы за умерших читайте далее.


Великий пост длится 48 дней и включает в себя Святую Четыредесятницу, Лазареву Субботу, Вербное Воскресенье и 6 дней Страстной Седмицы. 48 дней на воздержание от пищи и покаяние, творение милостыни и добрых дел.

В эти дни особо актуально помогать малоимущим, посещать больных. Но почему-то верующие забывают, что одним из проявлений милосердия является молитва за тех, кто отошел в мир иной. Это свидетельство нашей бескорыстной любви к ближнему. Ведь умершие уже не могут выразить себя в материальном мире, помолиться, сделать нам в ответ что-то хорошее. Они только все чувствуют, слышат, знают… и ждут нашей помощи.

В это время принято подавать так называемые постовые записки. Они пишутся еще до начала Великого поста либо во время его. Так как Православная Церковь молится только за своих чад, то в записках надо указывать только крещеных в православии. Имена поминаемых священник читает с первого дня и до Страстной среды.

Также во время Великого поста Церковью установлены дни особого поминовения умерших — так называемые родительские субботы. Они выпадают на вторую, третью и четвертую субботы Святой Четыредесятницы.

Часто среди верующих возникает вопрос: почему в Великий пост установлено так много поминальных суббот, если их всего восемь в церковном календаре?

Но в Великий пост поминовение на проскомидии совершается только в субботу и воскресенье. В остальные дни оно… просто неосуществимо.

Почему? Во-первых, потому, что Божественную Литургию служат уже не каждый день.

Обычно она совершается:

На отличие указывает само название богослужения: верующих причащают Святыми Дарами, освященными прежде — на предыдущей службе по чину Иоанна Златоуста или Василия Великого.

Но если Святое Причастие уже приготовлено, значит, священник не служит проскомидию, не вынимает за каждое имя в записке частицу из просфоры, в молитве не просит Господа омыть грехи поминаемых Своею Кровью… Но как тогда Церкви молиться за усопших?

Чтобы отошедшие в мир иной не пребывали без нашей помощи, и были установлены три поминальные субботы в Великий пост. В 2016 году они выпадают на:

Традиционно поминание начинается накануне, в пятницу вечером. Тогда в храмах служат парастас — Великую панихиду. Утром следующего дня совершается заупокойная Литургия, во время которой упоминаются имена усопших. Завершается родительская суббота всеобщей панихидой.

В Великий пост очень важно не пропускать эти богослужения, но не потому, чтобы просто поставить в храме свечи и написать записки об упокоении. В первую очередь для усопших важна наша молитва. Священник в храме прочитывает сотни записок, но в большинстве случаев он не был знаком с людьми, чьи имена поминает.

Мы же молимся за наших родных и друзей, которых знаем и любим. Поэтому наше прошение за близких имеет перед Богом особую благодать. Кроме того, от усопших ничего не скроешь. Они-то точно видят и знают: мы искренне за них молимся или пришли откупиться свечами и постовыми записками?

На панихиду также принято приносить пожертвования в виде продуктов — сахара, муки, масла, круп и т. д. После освящения они раздаются служащим в храме и нуждающимся. Это еще одна наша лепта благодарности усопшему, ведь считается, что помочь умершим мы можем именно взыванием к Богу и раздачей милостыни.

Но родительскими поминальными субботами и записками наше прошение за усопших не заканчивается.

Каждый день в утреннем правиле мы читаем краткую молитву:

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное

Во время чтения Псалтыри мы также молимся об упокоении дорогих нам людей.

Но никто не отменял и искренних взываний к Богу и Пресвятой Богородице с просьбой помиловать дорогих нам людей. В этом случае не надо искать каких-то особых слов в молитвослове или на сайтах и форумах. Нужные слова подскажет ваше сердце.

Подробно о поминовении усопших в Великий пост рассказывает протоиерей Евгений Субтельный:

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Святой Четыредесятницы:
26 марта, суббота 2-я Великого поста
2 апреля, суббота 3-я Великого поста
9 апреля, суббота 4-я Великого поста

Поставь свечу — и этот

Огонек перенесется вмиг

Где мать твоя с рассвета

Знак твой, этот блик.

Я не объясню такое чудо,

Мать твоя глядит, —

Не летит ли огонек отсюда?

Так долго не летит…

О усопших молись так, как будто бы твоя душа находилась в аду,

в пламени, и ты сам мучился; чувствуй их муки своим сердцем

и пламенно-пламенно молись об упокоении их в месте светле

и злачне, в месте прохлаждения.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский

Во Святую Четыредесятницу — дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним — Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается, так как ежедневно не бывает полной Литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесятницы, и выделены указанные субботы.

Благочестивый обычай молиться за умерших ведет свое начало из глубокой древности. Что побуждает нас молиться за умерших? По слову Иисуса Христа, мы должны любить ближних, как самих себя, и в молитвенной памяти о усопших проявляется самая величайшая, совершенно бескорыстная и сокровенная наша любовь. И эта любовь очень дорога умершим, потому что мы приносим им помощь!

По древнему обычаю, сегодня мы творим поминовение усопших отцов и братий наших. Это святой, освященный веками, обычай; он вполне согласен и с учением православной Церкви.

Но нужно ли поминать усопших вообще?

Смысл поминовения прост и ясен. Допустим, что брат, сын, отец — еще живы и живут во грехе. Можно за них молиться? Можно, потому, что Бог может по нашим молитвам оказать им милость. И потому, что до их души может дойти наша молитва и двинуть их к покаянию.

Но если они умерли, ушли от нас. Разве они мертвы и уже не слышат, не чувствуют наших молитв о них?

Умершие живы душой, слышат наши молитвы, чувствуют нашу любовь, какую мы являем им, к примеру, милостыней за них, и эти молитвы, эта любовь пробуждают в них погасшую любовь к добру, и они соединяются с нами в порыве к Богу, в молитве о поминовении их.

Итак, поминовения усопших нужны. Но как нужно поминать? В чем должно состоять поминовение?

По учению Церкви поминовение за Божественной литургией, молитвы и милостыня освобождают усопшего от уз греха и облегчают его участь.

1. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них Бескровную Жертву Богу.

Почему так важно поминать усопших за Литургией?

За Литургией частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих.

С каким притрепетным желанием душа твоего сродника, может быть, ожидает, пока пойдешь ты в храм Божий поручить священнодействующему помянуть ее при сем великом и страшном священнодействии и сам помолишься о ней со всею Церковью! Вот бесценная услуга, вот незаменимая ничем помощь, которую можешь оказывать умершим сродникам своим.

У свт. Григория Богослова находим несколько примеров явления умерших живым с просьбой отслужить Литургию о упокоении души или благодарящих за нее. Один пленный, которого жена считала умершим и в определенные дни заказывала поминовение о нем за Литургией, вернулся из плена и рассказал ей, как его в некоторые дни освобождали от цепей. По некотором расследовании, выяснилось, что это были именно те дни, когда за него совершалась Литургия.

Будем помнить, что поминовение на Божественной литургии — это наибольшее благо для тех, кто нам дорог.

2. Молитва о усопших

Заботиться о спасении душ усопших, мо­литься за них Господу Богу есть свя­щенная обязанность каждого православного человека.

Молитва церковная есть такая всемогущая сила, которая проходит небеса, восходит к самому престолу Вседержителя, нисходит даже до бездны ада и изводит оттуда узников в свободу. Она сопутствуется и подкрепляется молитвами всех святых Божьих, а более всех всемощной молитвой Матери Божией.

Итак, будем молиться за умерших не только в известное время года, но всегда, каждый день будем молиться о них. Своей молитвой мы доставим желаемое и ожидаемое благо умершим, доставим им лучшее положение, избавим их от страданий адских, доставим им отраду и утешение. Теперь умершие сами собой ничего не могут сделать, не могут перейти из одного состояния в другое, но мы, живые, движимые Христовой любовью, которая и к нам привлечет милосердие Божие, можем облегчить их участь и из безотрадной сделать отрадной.

Велико утешение тому, кто поможет ближнему усердными молитвами получить прощение грехов, уми­лостивить Бога, исторгнуться из бездн вечно­го бедствия и наследовать вечное блаженство.

За умерших моление сотвори, яко да от греха очистятся. Господь, видя нашу любовь к умершим, без сомнения услышит молитвы наши о них и отрет всяку слезу от очию их (Откр 7,17), и дарует им живот вечный во царствии Своем.

Передадим здесь видение одного благо­честивого человека, который во времена святогорца Серафима подвизался на Афоне. Из этого видения мы еще более убедимся, как мо­литва Церкви избавляет души грешников от мучений.

3. О раздаче милостыни за умершего

И действительно, благотворения и милостыни по умершим служат к облегчению участи умерших, как это подтверждает следующий пример.

Вот, что сам мертвец поведал блаж. Кир — Луке о значении милостыни для умерших.

Неужели мы или наши почившие сродники, по своему греховному состоянию, намного отличаемся от этого сожженного мертвеца? Поэтому, подавайте милостыню за усопших: этим вы спасете их от проклятия и огня неугасающего, приобретете им прощение грехов, введете их в рай. И тем и сами спасетесь.

Видите ли, братия христиане, пользу и важность благотворения по умершим? И слово Божие, и свидетельства отеческих сказаний подтверждают, что милостыня и благотворения по умершим доставляют пользу не только умершим, но и их благотворителям.

В чем должна выражаться наша любовь к умершим?

Для умерших дороги теперь молитвы, для них дороги вещественные приношения, подаваемые по ним нуждающимся; для них беспредельно дорога бескровная жертва, совершаемая по ним. Вот, если мы исполним это, то покажем, что мы любим умерших и умеем благотворить им; вот только этого и ждут умершие, только в этом и нуждаются.

Царь греческий Феофил жил небрежно и не заботился о спасении души своей. Смерть похитила этого государя среди греховной его жизни. Супруга Феофилова ужаснулась о том, сколь тяжкая постигнет участь ее супруга в вечности. Усилились молитвы в церквах, по­давались милостыни, благотворение. И что же? Молитвы церкви дошли до Господа: Фео­фил был прощен к душевной радости огорченной его супруги и к утешению Церкви, име­ющей столь милосердного и всемогущего Господа, Который и мертвых возводит из бездны ада.

Молитва о усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

После службы всенощной во храме
Я один остался в алтаре.
Все ушли и в тишине звенящей
Воцарился вечер на дворе.

Вдруг я слышу в храме опустевшем
Звуки, словно там идёт игра
Выхожу и вижу, что в притворе
В мяч играет чья-то детвора.

Мальчик с девочкой, по старине одеты
В мяч играют, весело смеясь,
Бегают, меня не замечая,
Кутерьма такая поднялась.

Здесь открылись плавно двери храма,
И нежданно повалил народ
Видно из эпох разнообразных
Каждый гость в руках цветы несёт.

И одеты, кто в мундир, кто в свиту,
Кто в сюртук, кто в современный крой.
И по одиночке, и за ручку
Деточек они ведут с собой.

Скоро целый храм заполонили.
Я навстречу людям тем шагнул,
Что уже и в храм не умещались,
Даже на дворе был слышен гул.

«Мы усопшие давно уж и недавно,
Отпустили ровно нас на час,
Чтобы повидаться всем нам с вами,
Ведь вы, отче, молитесь о нас.

Так сказав, сложили у амвона
Принесенные с собой цветы,
А они так пахнут несказанно —
Неземной, небесной красоты.

То сказав, как будто растворились,
Лишь остался несказанный свет.
В храме пусто тишиной звенящем,
Будто их там не было, и нет.

Я пошел к Престолу, поклонился,
К полу прикоснувшись головой,
Долго-долго я в слезах молился
Господу о милости такой…

Рассказал вам сон сей необычный
Ничего, христиане, не тая.
И скажу, конечно, не для славы
Тем священником являюсь я.

В свой синодик я пишу с молитвой
Всех усопших (в этом не ленив)
Кто попал ко мне на поминанье
Остается там, пока я жив.

Я молю вас, братие – христиане,
Вы за них молитесь – их любя,
Ведь уйдя от нас, они не могут
Никогда молиться за себя.

Как водички ждут молитвы наши —
Им они, как пенье птиц в саду,
И становится намного легче,
Даже тем, кто мучится в аду!

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector