Как молитва живых помогает усопшим

Примеров, когда молитва об упокоении помогала почившим, можно привести достаточно много. Один из наиболее известных в истории Церкви случаев произошел со святителем Филаретом Московским. Когда владыка, разбирая дело одного священника, уже был готов запретить последнего в служении за некоторые проступки, ему явились множество душ почивших, просивших о снисхождении для пастыря. Оказалось, что батюшка всегда молился о всех умерших, записки о ком подавали ему в алтарь даже для разового поминовения. Впоследствии, получив вразумление от святителя, священник исправился в том, в чем был не успешен, а умершие таким образом сохранили своего молитвенника.
Впрочем, это лишь один из многих тысяч свидетельств о том, что молитва об упокоении помогает в загробной участи.
Вы спрашиваете о доказательствах. Но ведь вопросы религии лежат в области веры, а не научного доказательства. Вспомните, что в Евангелии рассказывается о воскрешении праведного Лазаря, о многих праведных, воскресших во время Страстей Христовых. Это ведь тоже вопрос веры, то есть доверия Божественному Откровению. Когда мы, читая Евангелие, встречаем слова Господни, что ” Бог не есть Бог мертвых, но живых” (Мф.22:29), мы доверяем Писанию. Значит, у Бога все живы. А, значит, и к окончившим эту земную жизнь применимы слова апостола: “Много бо может молитва праведного” (Иак. 5, 16). Нам надо стремиться жить по Евангелию, следуя заветам Церкви Христовой, и тогда наша молитва о почивших сродниках, близких и знакомых сможет принести им пользу.

Я с детства писала для своих бабушек записки с именами умерших, которых нужно было помянуть. Мне кажется, что именно плата за требы с поминовением умерших составляют большую часть всего, что люди оставляют в церкви.

Существуют объемные молитвенники за умерших, где есть молитвы на любой случай: за умерший внезапной смертью, за некрещеных, за детей, за родителей. Заказывают простое поминовение, заказное, панихид уи сорокоуст. Есть также вечное поминовение.
После смерти человека родные могут в течение 40 дней читать Псалтырь и молитвы за умершего.
Молитвы за умерших в церкви читают на панихидах по субботам, среди которых выделяются особые Родительские субботы.
В любой день можно поставить свечку в церкви за умершего.
Молиться за умерших можно в церкви, дома, на кладбище.

Но не все христиане молятся за умерших. Протестанты не молятся и удивляются, зачем католики и православные это делают. Им кажется, что это пережиток язычества – ведь в большинстве языческих культов богов в честь умерших приносили жертвы богам.
Действительно, церковное предание сохранило веру древней Церкви в необходимость молитв за умерших. Подтверждением сему являются тексты первых литургий, молитв, надписей на захоронениях христиан.

Среди православных и католиков распространена вера в посмертные ад и рай. Считается, что в раю души умерших в отрыве от тела блаженствуют на небесах, а в аду — страдают. Всё это предположительно длится с момента смерти и продолжится до Второго пришествия Иисуса Христа, когда души попадут на Великий Суд для решения их окончательной участи.

Но если не было суда, кто решает, куда попадёт душа?

По церковному православному преданию, на протяжении сорока дней после смерти душа умершего готовится к Божьему суду. С первого по третий день она пребывает в местах земной жизни почившего, с третьего по девятый ей показываются райские обители, с девятого по сороковой — мучения грешников в аду.
На сороковой день совершается решение Божие, где будет находиться душа умершего до Страшного Суда. Поэтому церковь и установила совершать особое поминовение усопшего в третий, девятый и сороковой день.

Но в Библии нигде не говорится, что душа может существовать после смерти отдельно от тела. В ней написано, что в момент смерти сознание человека исчезает, человек как бы погружается в глубокий сон. Тело истлевает, но после Второго пришествия Христа все мёртвые будут разбужены и подняты из могил. Веровавшие в Спасителя удостоятся вечной жизни, им будут даны новые нетленные тела, и они будут жить вечно с Господом на Новой земле. А отвернувшиеся от Бога увидят всё, что сделали неправедного, а затем будут уничтожены — сожжены огнём вместе с очищением земли от греха.

Сейчас по церковному учению ни Рая, ни ада еще нет. Существует преддверие ада и преддверие рая, то есть сокровенные места у Господа, где души находятся в ожидании и в предощущении вечных блаженств или вечных мучений.

Таким образом, мы находим противоречия:
1. Все, жившие до Христа, были в аду, а рая не было до Христа, но при этом Илию забирали на небо, а Моисей был в раю.
2. Христос уничтожил ад и вывел оттуда древних пророков и предков человечества. После Второго Пришествия грешники будут полностью уничтожены, а остальные спасутся и будут вечно жить на Новой Земле, которую можно считать и раем. Но тогда, почему считается, что на сороковой день после смерти душу определяют в Рай или ад, а мы молимся, чтобы нашим покойным простили грехи?
3. Трудно понять и вот что: считается, что за умерших нужно молиться, потому что сами они уже не могут изменить свою посмертную участь – они не способны уже отмолить свои грехи. Но при этом молящиеся обращаются к святым и просят их заступничества перед Богом. Однако святые – это те же умершие. Почему же они могут быть активны в загробном мире, а остальные не могут?
Разве Господь сообщает нам, кто стал святым? Нет, это решает Церковь. Может быть, Церковь получает какие-то откровения от Господа?

Все эти противоречия нелегко разрешить. Я предлагаю представить себе такую систему, в которой время не является однонаправленным процессом, каким оно кажется нам. И в этом случае мы обращаемся к уже спасенным после Второго Пришествия святым, а они помогают нам и нашим покойным.

В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)

Чем мы можем помочь нашим усопшим близким

Все ли попадут в Царствие Небесное? Прежде всего те, кто уже в этой жизни познал Господа. Те, кто старался жить благочестиво, исполнять Заповеди, исповедовал свои грехи, причащался Святых Тайн. Те, кто стал православным человеком не на словах, а на деле.

Но большинство из нас не таковы. Вполне возможно, что близкий человек, об утрате которого вы скорбите, если и заходил в храм, то только поставить свечку или набрать святой воды на Крещение. И что же, ему теперь нет спасения?

Господь милостив, он открыл путь на Небеса и тем, кто мало задумывался в земной жизни о спасении своей души. Усопшему можем помочь мы, пока еще живущие здесь. И помощь эта – молитва и милостыня.
Молиться об усопших можно и нужно и дома, и в храме, и на кладбище.

Усопшего обязательно нужно отпеть, причем лучше, если отпевание происходит не в морге, а в храме. Если нет возможности провести отпевание над гробом покойного, то Церковью допускается заочное отпевание. Совершением заочного отпевания можно облегчить участь и своих, давно умерших, но не отпетых по каким-то причинам, близких.

Сразу после смерти хорошо заказать сорокоуст о поминовении. Существуют поверья о том, что сорокоуст нужно обязательно заказать в трех, семи, или даже сорока храмах и монастырях. Они ошибочны, никаких правил на этот счет в православной Церкви нет. Другое дело, что молитва очень важна для усопшего, и если есть возможность и желание, можно подавать и сорокоусты, и полугодовые и годовые поминовения, в несколько храмов. В монастырях принимают и вечное поминовение – то есть до тех пор, пока стоит монастырь. Можно также заказать в монастыре чтение неусыпаемой Псалтири по усопшему.

На 3-й, 9-й и 40-й день после смерти нужно заказать в храме панихиду по покойному. В поминальной записке перед его именем указывается: новопреставленный раб Божий (имя). В дальнейшем заупокойные записки обязательно нужно подавать в день смерти, а можно и в день Ангела, и в день рождения. И просто тогда, когда вспомнится вам усопший – идите в храм и закажите поминовение на Литургии или панихиду. Бывает, усопший часто снится близким. Не надо входить в толкование этих снов, пытаться понять, что он хочет вам сообщить. Причина тут одна – его мятущаяся душа просит у вас усиленных молитв.

Среди нецерковных людей считается, что на кладбище обязательно нужно побывать на Пасху и на Троицу. Это заблуждение. От Пасхи до Радоницы (вторник второй недели после Пасхи), по православным традициям, кладбище не посещают. Также Церковь не рекомендует бывать на кладбище в первую неделю Великого поста, на Страстной седмице, в Рождественский и Крещенский сочельники.

По мере возможности следует подавать милостыню за усопших – нищим, нуждающимся, на храм, на монастырь.

Р.Б. Галина Руссо , педагог-катехизатор храма

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector