На сегодняшний день традиции и верования, указывающие на то, как поминать усопших, делать это, не нарушая существующих канонов, сильно переплелись и представляют собой остатки языческих и народных поверий и церковных правил.
В Православии некоторые народные праздники, оставшиеся со времен, когда славяне были язычниками, органично вошли в церковные каноны и закрепились церковными правилами.
На похоронах и в поминальные дни подают милостыню и еду, а после упокоения раздают одежду и деньги покойного малоимущим, с просьбой помянуть усопшего и помолиться за его душу.
Лучшим поминанием, по мнению церкви, будет молитва и милостыня, и не только в день похорон, но и в любой другой. Для того чтобы молиться за всех близких умерших людей, в храмах следует подавать записки, заказывать панихиды и молебны. Причем не просто подавать записки, а присутствовать на службах.
Молиться можно и нужно дома, по молитвослову, лишь бы обращение к Богу было искренним, а слова шли от самого сердца.
Православная церковь установила особенные дни, когда упоминают усопших. Это:
По традиции, укоренившейся с незапамятных времен, на Пасху только радуются и отмечают церковный Праздник, а усопших поминают ровно на 9 день – в Радоницу.
Вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.
Поминание усопших совершается для определения их дальнейшего пути.
Всем известно, что жизненная стезя, в зависимости от того, как она прожита, приводит человека в преддверие вечных мук или вечного блаженства, и там душа и ожидает разрешения своей участи.
В этот период многое зависит от молитв, возносимых за него живыми, поэтому нужно не только справлять поминки, которые по сути не нужны умершим, но и молиться, прося у Господа Бога и Святых Угодников для смягчения участи и прощения грехов усопшему.
В 3-й, 9-й и 40-й день обязательно, как диктуют церковные правила, нужно заказывать Панихиду по усопшему, чтобы способствовать благополучному разрешению его участи.
Необходимо раздавать милостыню в виде денег, еды и вещей, это тоже зачтется в ходатайстве живых за бессмертную душу покойного.
Поминать усопшего нужно всегда, в первые 40 дней проводить в особенно усердной молитве, а в 3-й, 9-й и на 40-й день заказывать панихиду.
Народный обычай предписывает в эти дни собирать близких за поминальные столы, и церковь этому не препятствует, но основное, что приносят для близкого христиане в этот период – свою пламенную и искреннюю молитву.
На 3-й, 9-й, 40-й день совершается служба, на которой Бескровная Жертва производится изыманием просфоры и 40 раз в эти дни упоминается имя покойного. Столько же раз окунается частица Бескровной Жертвы в Кровь Христову с молитвой о прощении души умершего.
Так же рекомендуется заказать сорокоуст — особо усердные молитвы, совершаемые в течение 40 дней. Бывают сорокоусты о здравии и о упокоении.
После смерти близкого человека, нужно как можно скорее заказать поминальную службу в церкви, отстоять ее и желательно самому причаститься, простив покойному его земные обиды.
Таким образом молитва за умершего быстрее дойдет до Господа и тем самым облегчит участь покойного. Так же заказывают сорокоуст за новопреставленного раба Божьего.
Все субботы года, на которые не выпадут церковные праздники, считаются поминальными. В этот день можно вспоминать усопшего добрыми словами и молиться Богу за упокоение души его и вечером, и утром, и днем, и не только в Церкви, но и дома, перед иконами.
На этот счет в православных канонах нет ни запретов, ни специальных предписаний. Однако служители церкви считают, что вспоминать усопших нужно ежедневно, и ничего дурного в том, что говорят и поминают бессмертную душу в молитвах и между собой в полгода, церковь не усматривает.
Люди отмечают те даты, в которые чувствуют надобность вспомнить покойного и мысленно побыть с ним.
День рождения и День Ангела – дни, когда в Православии не только разрешено, но и положено поминать усопших. Это можно сделать и позже даты, и в день годовщины свадьбы супругов, но для правильного поминания необходимо подать в церкви записку с указанием имени покойного.
По церковным канонам молиться, подавать записки в храме и заказывать панихиды можно в любой день.
Поминки по усопшему нельзя устраивать в воскресенье, на Светлую Пасху, их переносят с Седмицы на Радоницу.
Служители церкви считают, что ничего особенного в переносе даты поминок нет, а на крупные религиозные праздники есть даже специальные указания их не проводить (на Рождество и на Пасху).
Главное – вовремя подать поминальную записку в церковь и помолиться, а в какой день посидеть за поминальным столом – уже не так важно.
Многие люди несут на поминальные дни на кладбище вино и водку, кладут пищу и оставляют ее на могилке.
Церковь не одобряет таких действий, а раздачу еды предлагает проводить голодным и страждущим.
Можно передавать из рук в руки с просьбой помолиться за упокой души усопшего, упомянуть его в ежедневных молитвах или даже просто вспомнить добрым словом.
Ни пить на могиле водку, ни тем более, выливать ее на место упокоения не следует – это считается кощунственным поступком.
Правильно помянуть усопших на кладбище – это зайти в Церковь, подать записку и помолиться о душе усопшего. Только после этого нужно идти на могилу, но ни в коем случае там не горевать и не рыдать в голос. Это ему не поможет, а только усугубит взаимную горечь утраты.
По большому счету, покойнику нужны только искренние молитвы живых, а не пышные надгробья, громкие поминальные речи и столы, накрытые на сотни человек. Оставлять еду на могилах – это разрешено с целью милостыни для бедных и бездомных, вести себя следует на кладбище прилично, ведь это место будущего воскресения из мертвых.
Нужно помолиться, зажечь свечку, прибрать могилку и мысленно поговорить с бессмертной душой усопшего.
Говорят, что по православным канонам нельзя размещать на могильном памятнике фотографию или скульптурное изображение похороненного человека. Так ли это и почему? Ведь на могилах, в частности, известных личностей, у нас всегда ставили либо их скульптуры, либо барельефы с их изображением.
Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик
Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»
Православный христианин, осознавая необходимость внешнего выражения памяти об усопшем, все же внутренне старается всегда помнить о главном и самом важном нашем долге перед почившими. Это молитвенный долг, как приношение любви, и как самая благоугодная Богу наша жертва памяти об умершем человеке.
Переступившему порог вечности, по большому счету, не нужен ни гроб, ни могила, ни цветы на ней, ни долгие застолья с речами. Все внимание души в этот страшный час сосредотачивается только на тех препятствиях, которые преграждают ей путь в Царство Божие. В первую очередь, такими препятствиями являются нераскаянные, неосознанные грехи, не прощеные обиды, не исправленные пути жизни. После смерти человек уже ничего не может изменить и ждет от нас, от членов Церкви Христовой и близких в земной жизни людей, имеющих благодатную возможность молиться Богу сыновней молитвой,— ждет о нас только как можно более частого и теплого молитвенного воздыхания.
Поэтому на могильном холме достаточно одного лишь православного креста, который ставится в ноги усопшему, как бы для того, чтобы он взирал на него, как на свою последнюю надежду. Крестная смерть Христа является тем событием, с которого власть смерти над родом человеческим упразднена Сошествием в ад Самого Бога.
Приходя на могилу, даже самого известного человека (тем более, если он нам так дорог) мы не должны отвлекаться на воспоминание о внешности или заслугах умершего, рассматривая его фотографию или скульптуру, но наш долг обратить всю силу молитвенного внимания на простые и самые необходимые слова: Покой, Господи, душу усопшего раба Твоего.
Можно ли фотографировать или снимать на видео во время похорон?
Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик
Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»
Похороны, как правило, проходят в сосредоточенной, если не молитвенной, то, по крайней мере, благоговейной атмосфере. Каждый из присутствующих на похоронах соприкасается с Таинством смерти и думает о многом, в том числе, наверное, и о своем исходе из этой жизни. В такие святые минуты создавать какие-либо неудобства людям, не совсем правильно. Фотографирование всегда связано с неким вторжением во внутренний мир, в этом и заключается сила этого искусства. А внутренний мир человека перед лицом смерти, когда он видит ее и как бы вспоминает о ней,— это таинственная минута, нарушать которую неприлично. Конечно же, исключение составляют похороны известных личностей, когда это подается как новость, как некая дань информационному сообществу. Но все же и в этом случае надо помнить о родных и близких усопшего, ведь каким бы широкоизвестным человеком он ни был, всегда есть те, для кого умерший — просто близкий человек, без регалий и наград.
Почему на поминках запрещается пользоваться вилками и ножами?
Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик
Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»
Такого запрета не существует. Если кто-то смущает Вас подобными вымыслами, Вы имеет полное право потребовать объяснения, почему же нельзя этого делать. Если ответ будет здравым, что в принципе невозможно, то поступайте по Вашему усмотрению. Но лучше не засорять голову такими мелочами, а подумать более о молитвенном поминовении усопшего.
К сожалению, вместе с общей культурой ушла в небытие и культура поминальных трапез, которые изначально были продолжением заупокойного церковного богослужения. Но, несмотря на это, надо приложить максимум усилий, чтобы поминальный обед сопровождала атмосфера благоговения и тишины, а не стремление соблюсти самые невразумительные приметы.
Можно ли поминать усопших водкой?
Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель
Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова
Это то, с чем приходится не только сталкиваться, но и бороться, и даже запрещать такого рода поминовение как не имеющее ничего общего с христианским. Усопшим прежде всего нужны наши молитвы и добрые дела, совершаемые в память о нем. Отпевание в храме свидетельствует о том, что человек умер в мире с Церковью, и Церковь молится о нем, о прощении его согрешений. А поминальная трапеза представляет собой своего рода доброе дело, которое направлено на тех, кто живет рядом. Обычно на нее приглашались люди близкие, знакомые, а также люди неимущие, нищие, которые, побывав на обеде, могли бы вознести молитву о душе усопшего.
Интересно проследить, как возникла традиция устраивать поминальные трапезы. Раньше отпевание совершалось после литургии, и гроб с усопшим находился в храме. Люди приходили утром натощак, а процедура захоронения заканчивалась, как правило, уже во второй половине дня. Естественно, что люди нуждались в естественном подкреплении сил. Но сама идея поминовения, идея молитвы совершенно несовместима с распитием спиртных напитков, это кощунство. Прискорбно, когда поминальные трапезы превращаются в шумные застолья, к концу которых становится неясно, по какой причине все собрались.
Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель
Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова
Эта традиция не имеет отношения к Православию. По христианскому убеждению земная жизнь человека, который принадлежит Церкви по крещению, является временем, когда он может засвидетельствовать свое желание быть с Богом или, наоборот, своими делами показать, что служит каким-то другим целям и убеждением. Человек реализует свою свободу — быть с Богом либо без Него. И после смерти это волеизъявление быть сделано уже не может. Однако, по милости Божией, до всеобщего суда загробная участь крещеного человек, почившего в мире с Церковью, может быть изменена посредством молитвы Церкви и молитвенного предстательства ближних о его душе, сопряженного с милостыней.
Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель
Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова
Бог создал человека, чтобы тот разделил с Ним радость бытия в Царствии Небесном. Это главная и конечная цель жизни человека. Поэтому лучшее пожелание усопшему — пожелание вечной памяти (не в том смысле, что мы должны вечно помнить о нем, а вечной памяти Бога о его душе), и пожелание Царствия Небесного, которое является своего рода молитвой и упованием на милость Божию.
Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель
Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова
УТЕШЕНИЕ В СКОРБИ
ЦЕЛЬ НАШЕЙ ЖИЗНИ
ЧТО МЫ МОЖЕМ СДЕЛАТЬ ДЛЯ УСОПШЕГО?
И вот, мы стоим у гроба. Что же можем мы сделать для усопшего, как можем выразить свою любовь? Дорогой гроб, цветы, венки, памятник, могила в престижном месте, застолье на поминках – это нужно скорее нам самим, чем покойному.
Наша молитва к Богу – это то, что связывает нас и усопшего, это тот маленький камушек, который может перевесить чашу весов и решить судьбу человека в вечности. Наша и церковная молитва – вот то, что нужно усопшему.
О ПОМИНОВЕНИИ УСОПШИХ
ДНИ ОСОБОГО ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ:
3-й день после смерти (в отсчет дней всегда включается сам день кончины) – обыкновенно день отпевания, по преданию, душа до 3-го дня находится на земле, прощаясь. Добродетельная душа посещает те места, где обыкновенно творила добро, а душа человека, любившего свое тело, скитается возле гроба или дома. В третий день душа предстает на поклонение Богу.
9-й день – по преданию, после поклонения Богу, до 9-го дня душе показывается рай, и душа добродетельная радуется, созерцая это блаженство, а грешная – скорбит. Вслед за тем душа снова возносится на поклонение Богу.
40-й день – по преданию, до 40-го дня душе показывается ад. После чего она вновь предстает перед Богом, и совершается суд, определяющий место пребывания души до Страшного Суда. Это день наиболее усердной молитвы об усопшем.
Годовщины (смерти, рождения, именины) – поминовение в эти дни служит проявлением нашей любви, не прекращающейся со смертью.
ПОМИНАЛЬНАЯ ТРАПЕЗА
В русской традиции поминовение усопшего совершается сразу после похорон, в доме покойного. Трапеза предваряется молитвой об усопшем, затем вкушается кутья, освященная в храме. Кутья, сваренная из зерен, является символом воскресения из мертвых – как зерно, чтобы прорасти, должно упасть в землю, так и человек хоронится в землю, чтобы восстать в День воскресения мертвых.
Обыкновенно собирается небольшой стол для близких людей, если вы и будете употреблять алкогольные напитки, делать это надо в умеренных количествах.
ДНИ ОБЩЕЦЕРКОВНОГО ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ
Мясопустная родительская суббота – за девять дней до начала Великого поста. Мясопустной она называется потому, что совершается на неделе мясопустной – последней неделе перед Великим постом, когда благословляется вкушение мяса.
Субботы 2-й, 3-й, 4-й седмицы (недели) Великого поста.
Радоница – вторник, девятый день после Пасхи, в этот день живые приветствуют усопших радостной вестью о Воскресении Спасителя. Обыкновенно верующие приходят на могилы своих близких, духовенство служит на кладбищах пасхальные литии об усопших.
Троицкая родительская суббота – перед праздником Святой Троицы, на сорок девятый день после Пасхи.
Дмитриевская родительская суббота – установлена святым благоверным князем Димитрием Донским в память воинов, погибших на Куликовом поле. Поминовение совершается в субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю).
День Победы (9 мая) – установлено Архиерейским Собором в 1994 году накануне 50-летия победы в Великой Отечественной войне. В этот день совершается панихида по всем погибшим в годы Великой Отечественной войны.
ОТПЕВАНИЕ
НЕКОТОРЫЕ МОЛИТВЫ И ПЕСНОПЕНИЯ
О ПОМИНОВЕНИИ МЛАДЕНЦЕВ
О ПОМИНОВЕНИИ САМОУБИЙЦ