Почему важно молиться об усопших

Костница Иоанно-Богословского монастыря в селе Пощупово под Рязанью

Как учит Церковь, мертвый сам за себя молиться не может. Представьте: инженер построил мост и вскоре умер. Через год после его смерти мост обрушился, и погибло много людей. Комиссия по расследованию установила, что мост обрушился в результате инженерной ошибки. Чей это грех? Конечно, инженера-проектировщика. И этот грех идет вслед за ним. Но зададимся вопросом: какое главное дело в жизни человека? Конечно, это наши дети. То влияние, которое мы оказали на них или на других воспитанников, продолжает действовать и после нашей смерти. Следовательно, многие наши дела только еще будут настигать нас в загробном мире. И если за нас будут молиться после нашей смерти, это и будет означать, что наше доброе влияние на людей продолжает существовать в мире живых. И горе человеку, если он будет лежать в могиле как безродный и никто за него лба не перекрестит и свечки не поставит.


Частному суду над душой умершего предшествует его хождение по мытарствам. Такое хождение есть расследование о жизни человека. Здесь он сам сможет убедиться в правоте всех обвинений против него. Потом – предварительный приговор. Но так как главный Страшный Суд с окончательным приговором впереди, мы и должны возносить за умерших молитвенные апелляции (если можно так выразиться).

Молитва друг за друга является естественным выражением христианской любви, именно поэтому она угодна Богу и имеет большую силу. Христиане всегда должны поддерживать друг друга в трудных ситуациях — поддерживать и материально (если человек в чем-то нуждается), и душевно (когда нужно участие и доброе слово), и духовно (т.е. молитвой). Переход в иной мир, безусловно, является для любого человека моментом весьма важным и трудным, поэтому и здесь ему нужна наша поддержка. И теперь, когда человека уже нет с нами, и мы не можем поддержать его какими-то привычными человеческими средствами, мы должны поддержать его единственным оставшимся у нас средством — молитвой.

С одной стороны, скорбь является вполне естественным для человека выражением чувства некой ненормальности происходящего. Человек как бы не может согласиться с тем, что кто-то умирает. И это понятно: ведь человек изначально создан для бессмертия, и смерть действительно для нас ненормальна, поскольку является следствием греха. С другой стороны, смерть христианина принципиально отличается от смерти неверующего человека тем, что христианин умирает в надежде будущей жизни, которая, если мы будем этого достойны, будет гораздо лучше этой. Более того, всё христианское осмысление смерти сводится к тому, что смерти для нас просто не существует, поскольку она уничтожена негаснущим светом Воскресения Христова, в котором все мы также получаем дар воскресения из мертвых.

Сам момент смерти бывает для человека весьма серьезным испытанием, поскольку в этот момент человек сталкивается лицом к лицу с той реальностью, о которой он, скорее всего, имел очень смутные представления. Этот момент часто сравнивают с рождением: человек действительно оказывается в состоянии младенца, который всю свою жизнь (все 9 месяцев) провел в утробе матери, и вот вдруг оказывается в совершенно другом мире. В этот момент мы должны в первую очередь позаботиться о том, чтобы поддержать человека своими молитвами.

Кроме церковных правил в народе существует необозримое множество традиций, связанных с поминовением усопших. В лучшем случае они являются просто красивыми обычаями, в худшем — настоящим язычеством. Конечно, никто не запретит поминальную трапезу, если, конечно, она не превращается в пьянку, также, безусловно, нет ничего плохого в том, чтобы украсить могилу цветами и памятником, хотя эти вещи и не являются строго обязательными. Но есть и такое, чего христианам делать ни в коем случае не следует, а именно:

— верить снам, в которых покойники к нам якобы приходят и, бывает, даже что-то нам советуют (тем, кто перешел в иной мир, Бог крайне редко дает так или иначе действовать в нашем мире, во сне же часто действуют демоны в образе усопших, что для чересчур доверчивых может кончится очень печально);

— ставить перед фотографией умершего (или на могиле) еду или выпивку (языческий обряд жертвоприношения духам умерших — тяжкий грех для христианина);

— завешивать в доме зеркала (язычники считали зеркало окном в иной мир, откуда может прийти покойник, что, очевидно, является глупостью);

— усыпать дорогу к кладбищу еловыми ветками (существуют разные интерпретации этого обычая — в любом случае весьма сомнительные).

— вообще, прежде чем послушать совета первого встречного, следует задуматься, что именно Вам советуют и действительно ли это нужно.

Почему усопшие не могут себе помочь

Пока человек жив, он всегда может покаяться, а значит, может получить прощение от Бога. Но после смерти душа человека, перешедшая в вечность, уже не может принести покаяние, за неё могут ходатайствовать перед Господом только живые.

Каждого из нас по смерти ожидает Частный суд – это суд Божий над душой человека, совершаемый после его смерти, предваряющий окончательное определение его участи на Страшном Суде.

Души раскаявшихся грешников, но не успевших принести плодов покаяния, добрых дел, хотя и могут попасть в ад, но будут пребывать там в надежде на спасение. И эту надежду могут воплотить живые сродники, которые будут за них молиться. Ходатайство за умерших может улучшить положение душ грешников и даже освободить их от ада.

Многие из нас посещают могилы умерших близких, ухаживают за могилами, заказывают для них надгробные памятники. Те, кто может, стремятся установить памятники дорогие. Так мы стараемся успокоить нашу совесть. Но важно ли это для самих умерших? Этого ли они хотят от нас?

А христианское вероучение наставляет нас, что мы не только можем, но просто обязаны помочь умершим. И самое главное, что мы можем сделать, – это с верою в милосердие Божие молиться за усопших, приносить бескровную жертву об их упокоении (заказывать поминовение на литургию), подавать милостыню.

Особенно важны наши молитвы за новопреставленных, так как именно в течение 40 дней после смерти определяется дальнейшая духовная судьба человека. В Ад или в Рай попадёт душа? Но и после сорока дней мы можем улучшить положение душ усопших. Каждая наша молитва за усопшего, каждый молебен за него – это надежда, что Господь помилует его душу.

Святитель Иоанн Максимович пишет: «Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на литургии. Это им всегда необходимо, особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям. Тело тогда ничего не чувствует: оно не видит собравшихся близких, не обоняет запаха цветов, не слышит надгробных речей. Но душа чувствует молитвы, приносимые за нее, благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним.

Материалы предоставлены Информационной службой Кудымкарской епархии.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector