В какую руку кладут молитву усопшему

Придя к телу усопшего, бабушка ножницами отрезала венчик и клала на лоб. В правую руку усопшему влагали сложенную грамотку, иногда — пластмассовый крестик, свечку и платок. Когда гроб несли, то останавливались на каждом повороте и местах, где раньше жил или работал покойный. Обязательная остановка была перед воротами кладбища. Придя к могиле, после того, как все попрощались с покойным, бабушка накрывала покрывалом лицо усопшему и крестообразно посыпала его песочком по верхней части туловища. Иногда вместе с землей поливали маслом, которое осталось от соборования этого усопшего перед смертью. После этого закрывали гроб и хоронили, причем все присутствующие трижды бросали на гроб землю. При этом некоторые бросали в могилу деньги, что, конечно, являлось проявлением язычества, недопустимым для похорон христианина! Некоторые вынимали из гроба венок от головы и вешали его на крест, а также забирали из гроба иконку и несли в храм или домой. клал в гроб личные вещи покойного.

Есть церковные правила погребения, которые обязательны к исполнению; есть народные традиции, нейтральные — можно делать, а можно и не соблюдать; и есть обычаи языческие, вредные — соблюдение их для христианина однозначно запрещено. За прошедшие века церковные правила погребения христианина в обычной жизни переплелись с народными обычаями. этого люди часто не знают, что надо соблюдать, а что является языческими обычаями, недопустимыми при погребении христианина.

Откуда пошли эти правила и традиции отпевания, и какие из них обязательно соблюдать, а какие необязательно или даже запрещено соблюдать — в ряде очерков мы постараемся об этом рассказать.

Как известно, за тяжкие грехи Церковь отлучала от Святого Причастия на определенное число лет. Если человек умирал, то его причащали в любом случае, даже если время епитимии не прошло (а если выздоравливал — продолжал годы епитимии (см. Требник, Исповедание)). Обычно от епитимии разрешал только епископ, но для умирающих это мог сделать и священник. Для этого ему давалась грамота от епископа, которую он читал над отлученным умираю- щим — в знак того, что тот разрешается от епитимии и может причаститься Святых Христовых Тайн. Если после этого он умирал, то грамота влагалась ему в руку как знак, что за умершего можно молиться, ибо он разрешен от грехов своих. В житии свт. Григория Двоеслова (+ 604 г.), написанном Иоанном диаконом, говорится, что святитель для разрешения монаха, умершего в отлучении, написал молитву о разрешении от церковного отлучения умершего и дал ее для прочтения над усопшим.

После смерти в 912 г. византийского императора Льва VI Мудрого, не успевшего получить разрешение своего отлучения от Церкви за четвертый брак, безусловно запрещенный Церковью, его сын император Константин VII Порфирородный упросил архипастырей Восточных Церквей дать тому разрешение. В это время (начало Х века) чтение над усопшими разрешательной молитвы уже вошло во всеобщий обычай, о чем свидетельствуют Требники тех времен (Евхологий Гоара).

Следующее яркое упоминание о разрешательной молитве в церковной истории относится к 1263 г. — году кончины св. благ. князя Александра Невского. Когда в декабре 1263 г. во Владимире митрополит Киевский и всея Руси Кирилл III отпевал усопшего великого князя Александра, принявшего перед смертью схиму с именем Алексий, то он хотел вложить разрешательную молитву в правую руку князю, но святой князь, как будто живой, сам взял ее из рук удивленного митрополита. Это чудо видели многие. Отсюда мы узнаем, что грамоту вкладывали в правую руку.

В конце XV века великий князь Московский Василий II Васильевич Темный испросил разрешательную грамоту у Иерусалимского Патриарха Иоакима. Если находилось в земле тело, которое не разлагалось (но это не относится к нетлению святых мощей!), то считалось, что это сильный грешник, которого даже земля не принимает, и над такими тоже читалась разрешательная молитва, после чего тело должно было обратиться в прах. Например, было в 1635 г. в Вильно, когда (по описанию Требника Петра Могилы) после прочтения молитвы над телом отлученного от Причастия самозванца, выдававшего себя за сына Бориса Годунова, якобы спасшегося от гибели, оно тут же обратилось в прах. В половине XVII в. преподавание разрешательной молитвы в России — уже массовое явление.

Подобная заупокойная молитва имеется также в Литургии св. апостола Марка. Предстоятель там молится: «О Господи Боже наш! Даруй мир душам усопших во Иисусе отцов и братий наших, помяни наших древних праотцев, отцев, патриархов, пророков, апостолов, мучеников, исповедников, епископов и души всех святых и праведников, умерших о Господе.

Изрядно помяни святых (имя рек), ихже память ныне совершаем, и святаго апостола, и евангелиста, и отца нашего Марка, показавшего нам путь спасения…

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих… (И читает поминальные записки об усопших…) Даруй мир, о Владыко Господи, Боже наш, душам всех, обитающих в селении святых Твоих. Милостивно даруй им обещанное блаженство во Царствии Твоем, егоже око не видело, ни ухо не слышало, ни входило в сердца человеческие еже уготовал еси, Боже, любящим святое имя Его. Даруй мир душам их, и удостой их царствия небеснаго.

По мнению одних, в нынешний вид разрешательная молитва была приведена в XIII веке Германом, епископом города Амафунта (Аматуса) на Кипре и она является как бы сводом всех прежде употреблявшихся разрешательных молитв. По другому мнению, нынешняя разрешательная молитва является переложением той молитвы, которая была приписана Герману Амафунтскому, но вероятнее всего была написана ранее неизвестным составителем.

То есть, в отличие от народных об этом поверий, разрешательная молитва не прощает грехи людей, которые вообще не хотели исповедоваться или скрывали грехи специально, а относится именно к тем грехам, которые люди исповедовали на Таинстве покаяния и к тем грехам, которые хотели бы исповедовать священнику, но по немощи людской забыли или не успели внезапной кончины. Разрешательная молитва также прощает епитимии (клятвы), которые были наложены на умершегои он не успел получить их снятие от наложившего их священника или архиерея. Поэтому сама грамота (или как ее еще называют — рукописание) с разрешательной молитвой — это есть удостоверение, что усопший умер в мире и общении с Церковью и что за него можно молиться (так — по мысли свт. Московского Филарета (Дроздова)).

Грамотка и песочек настолько сильно соединились в понятии людей с похоронами, что даже известны случаи, когда совсем неверующие в загробную жизнь родственники усопшего приходили в храм с просьбой дать им эту грамоту и землю, но от отпевания отказывались.

Предлагаемые иллюстрации дают примеры разрешательных молитв прошедшего столетия.

Следует заметить, что в народных обычаях венчик из растений снова появился: венчиком из цветов и листьев обкладывали голову усопшему. Сейчас этот круглый веночек делают из пластмассы и кладут на подушку вокруг головы. Обычно перед отпеванием церковнослужители отрезают венчик от листа с молитвой и накладывают на лоб усопшему. Чтобы от ветра не слетел, женщинам закладывают концы венчика в платок, а мужчинам прижимают пластмассовым венком, который лежит на подушке.

Игумен Фаддей (Шавернев)

Источники и литература:

1. Беловинский словарь Российской жизни и истории XVIII — начало XX в. М., «, 2003.

2. Булгаков С.В., прот. Настольная книга для в томах. Репринт издания 1913 г. Издательский отдел Московского Патриархата, М., 1993.

3. Журнал Московской Патриархии в 1931–1935 годы. М., Издательский Совет РПЦ, 2001.

4. ИДДК Электронная версия энциклопедии Брокгауза и Ефрона в 86 томах с иллюстрациями и дополнительными материалами (6 CD). , 2004.

6. История Русской Церкви в 10 томах. М., Издательство монастыря, 1994–1997.

7. Настольная книга священнослужителя. Тома 1, 4. Издательство Московской Патриархии. М., 2001.

9. Новая скрижаль архиеп. Нижегородского и Арзамасского Вениамина в частях. издание. СПб. Издание — зова, 1908 г. Репринт Херсонской епархии, 1998.

10. Патерик Печерский или Отечник. Киев, Издание лавры, 2011.

13. Требник в тт. М., Издание Сретенского монастыря, 2013.

Умерших мы именуем усопшими, то есть уснувшими. Называем их мы так по нашей христианской вере, что души после смерти не уничтожаются, не исчезают в небытии, а отлучаются от тела и переходят из этой жизни в другую — загробную. Там пребывают они после частного суда по делам земным в приличествующем им месте до Страшного суда Божия, когда по слову Господа души всех умерших людей воссоединяться с телами и воскреснут. И тогда окончательно определится участь каждого: праведные наследуют Царство Небесное, блаженную вечность с Богом, а грешные — вечное наказание.

Историческое обоснование погребения усопших дано в образе погребения Иисуса Христа. По примеру благочестивой древности и в настоящее время погребение предваряется совершением различных многозначительных символических действий.

Тело усопшего омывают теплой водой, чтобы предстал он перед Богом по воскресении в чистоте и непорочности. При омовении читают «Трисвятое»: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» или «Господи, помилуй». Возжигается лампадка или свеча и горит до тех пор, пока в доме находится покойник. После омовения тело христианина одевают в чистые и, по возможности, новые одежды — по званию и служению его, на усопшем обязательно должен быть нательный крестик. Омовение обычно совершают люди старшего возраста, а если таковых нет, то омыть тело усопшего может любой из родственников, за исключением женщин, находящихся в данный момент в естественной нечистоте. Обычай указывает, что в омовении тела женщины участвуют только женщины. Если известно, что почивший был монахом (монахиней) или священнослужителем, то надо о его кончине сообщить в храм. Тело покойного полагают на стол, покрывают белым покрывалом — саваном. Затем умершего покрывают особым освященным покровом (погребальным покрывалом), на котором изображены крест, лики святых и молитвенные надписи. Все это означает, что умерший оставался верным Богу и теперь остается под покровом Божиим. Глаза должны быть закрыты, уста сомкнуты, руки сложены крестообразно, правая поверх левой. Руки и ноги усопшего связывают, чтобы развязать перед последним прощанием. В руки покойного полагают погребальный крест, на грудь кладут святую икону, для мужчин — образ Спасителя, для женщин — образ Божией Матери. На лоб умершего возлагают венчик — полоску бумаги с изображением Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи. Изображения эти обрамлены надписью «Трисвятого». Венчик, символизирующий соблюдение веры усопшим христианином и совершение им христианского жизненного подвига, возлагается в надежде, что почивший в вере получит по воскресении от Бога небесную награду и нетленный венец. Как правило, венчик отпечатан на одном листке с разрешительной молитвой. После приобретения молитвы-венчика в храме венчик отрезается ножницами (после отпевания листок с молитвой будет вложен в руку почившего). Перед положением усопшего во гроб тело его и гроб окропляют святой водой, причем гроб окропляют извне и изнутри. В гроб покойного полагают лицом вверх, под голову кладут подушку, набитую соломой или опилками. Гроб обыкновенно ставят посреди комнаты перед домашними иконами, головой к образам. Вокруг гроба возжигают четыре свечи: у головы, в ногах и по обеим сторонам на уровне скрещенных рук. Возженные свечи вместе изображают крест и символизируют переход умершего в Царство Истинного Света.

К православным традициям не относятся бытующие во многих семьях различные суеверия, связанные с покойником , такие, как занавешивание зеркал, отказ пользоваться вилками во время поминальной трапезы, обычай оставлять часть блюд или стакан с водой (а еще хуже с водкой) перед портретом усопшего и т. п.

Все эти суеверия никакого отношения к православию не имеют. Занавешивание зеркал в доме, где лежит тело покойного, оправдано лишь в том случае, когда мы, думая об усопшем, уходим от внешней суеты и отдаём свой последний молитвенный вздох об упокоении преставльшейся души.

Придя к телу усопшему, бабушка ножницами отрезала венчик и клала на лоб усопшему. В правую руку усопшему влагали сложенную грамотку, иногда—пластмассовый крестик, свечку и платок. Когда гроб несли, то останавливались на каждом повороте и местах где раньше жил или работал покойный. Обязательная остановка была перед воротами кладбища. Придя к могиле, после того как все попрощались с покойным, бабушка накрывала покрывалом лицо усопшему и крестообразно посыпала его песочком по верхней части туловища. Иногда вместе с землей поливали маслом, которое осталось от соборования этого усопшего перед смертью. После этого закрывали гроб и хоронили, причем все присутствующие трижды бросали на гроб землю. При этом некоторые бросали в могилу деньги—что, конечно, является язычеством и недопустимо для похорон христианина! Некоторые вынимали из гроба венок от головы и вешали его на Крест, а также забирали из гроба иконку и несли в храм или домой. Кто-то клал в гроб личные вещи покойного.

Есть церковные правила погребения, которые обязательны к исполнению; есть народные традиции нейтральные—можно делать, а можно и не соблюдать; и есть обычаи языческие, вредные—соблюдение их для христианина однозначно запрещено. За прошедшие века церковные правила погребения христианина в обычной жизни переплелись с народными обычаями. Из-за этого люди часто не знают, что надо соблюдать, а что является языческими обычаями, недопустимыми при погребении христианина.

Откуда пошли эти правила и традиции отпевания, и какие из них обязательно соблюдать, а какие необязательно или даже запрещено соблюдать—в ряде очерков мы постараемся об этом рассказать.

Как известно, за тяжкие грехи Церковь отлучала от Св. Причастия на определенное количество лет. Если человек умирал, то его причащали в любом случае, даже если время епитимии не прошло (а если выздоравливал—продолжал годы епитимии (см. Требник, Исповедание)). Обычно от епитимии разрешал только епископ, но для умирающих это мог сделать и священник. Для этого ему давалась грамота от епископа, которую он читал над отлученным умирающим—в знак того, что тот разрешается от епитимии и может причаститься Св. Христовых Тайн. Если после этого он умирал, то грамота влагалась ему в руку как знак, что за умершего можно молиться, ибо он разрешен от грехов своих. В житии папы римского свт. Григория Двоеслова (Великого) (ум. в 604 г.), написанном Иоанном диаконом, говорится, что свт. Григорий для разрешения монаха, умершего в отлучении, написал молитву о разрешении от церковного отлучения умершего и дал ее для прочтения над усопшим.

После смерти в 912 г. византийского императора Льва VIМудрого, не успевшего получить разрешение своего отлучения от Церкви за четвертый брак, безусловно запрещенный Церковью, его сын император Константин VIIПорфирородный упросил архипастырей Восточных церквей дать тому разрешение. В это время (начало Х века) чтение над усопшими разрешательной молитвы уже вошло во всеобщий обычай, о чем свидетельствуют Требники тех времен (Евхологион Гоара).

Следующее яркое упоминание о разрешательной молитве в церковной истории относится к 1263 г.году кончины св. благ князя Александра Невского.Когда в декабре 1263 г. во Владимире митрополит Киевский и всея Руси Кирилл III отпевал усопшего великого князя Александра, принявшего перед смертью схиму с именем Алексий, то он хотел вложить разрешательную молитву в правую руку князю, но святой князь как будто живой сам взял ее из рук удивленного митрополита. Это чудо видели многие. Отсюда мы узнаем, что грамоту вкладывали в правую руку.

В конце XV века великий князь Московский Василий II Васильевич Темный испросил разрешательную грамоту у иерусалимского Патриарха Иоакима. Если находилось в земле тело, которое не разлагалось (но это не относится к нетлению Святых мощей!), то считалось, что это сильный грешник, которого даже земля не принимает, и над такими тоже читалась разрешательная молитва, после чего тело должно было обратиться в прах. Так, например, было в 1635 г. в Вильно, когда (по описанию Требника Петра Могилы) после прочтения молитвы над телом отлученного от Причастия самозванца, выдававшего себя за сына Бориса Годунова, якобы спасшегося от гибели, оно тут же обратилось в прах. В 2-й половине XVII века давание разрешательной молитвы в России—уже массовое явление.

Подобная заупокойная молитва имеется также в литургии св. Апостола Марка (муч. ск. ок. 63 г. по Р.Х.) Предстоятель там молится: «О Господи Боже наш! Даруй мир душам усопших во Иисусе отцов и братий наших, помяни наших древних праотцев, отцев, патриархов, пророков, апостолов, мучеников, исповедников, епископов и души всех святых и праведников, умерших о Господе.

Изрядно помяни святых (имя), ихже память ныне совершаем, и святаго апостола, и евангелиста, и отца нашего Марка, показавшего нам путь спасения…

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих… И читает поминальные записки об усопших… Даруй мир, о Владыко Господи, Боже наш, душам всех, обитающих в селении святых Твоих. Милостивно даруй им обещанное блаженство во Царствии Твоем, егоже око не видело, ни ухо не слышало, ни входило в сердца человеческие еже уготовал еси, Боже, любящим святое имя Его. Даруй мир душам их, и удостой их царствия небеснаго.

По мнению одних, в нынешний вид разрешательная молитва была приведена в XIII веке Германом, епископом города Амафунта (Аматуса) на Кипре и она является как бы свод всех прежде употреблявшихся разрешательных молитв. По другому мнению, нынешняя разрешательная молитва является переложением той молитвы, которая была приписана Герману Амафунтскому, но вероятнее всего была написана ранее неизвестным составителем.

То есть, в отличие от народных об этом поверий, разрешательная молитва не прощает грехи людей, которые вообще не хотели исповедоваться или скрывали грехи специально, а относится именно к тем грехам, которые люди исповедовали на Таинстве покаяния и к тем грехам, которые хотели бы исповедовать священнику, но по немощи людской забыли или не успели из-за внезапной кончины. Также разрешательная молитва прощает епитимии (клятвы), которые были наложены на умершего и он не успел получить их снятие от наложившего их священника или архиерея. Поэтому сама грамота (или как ее еще называют—рукописание) с разрешательной молитвой—это как бы удостоверение, что усопший умер в мире и общении с Церковью и что за него можно молиться (так—по мысли свт. Московского Филарета (Дроздова)).

Грамотка и песочек настолько сильно соединились в понятии людей с похоронами, что даже известны случаи, когда совсем неверующие в загробную жизнь родственники усопшего приходили в храм с просьбой дать им эту грамоту и землю, но от отпевания отказывались.

В приведенных иллюстрациям показаны примеры разрешательных молитв прошедшего столетия.

Но в народных обычаях венчик из растений снова появился: венчиком из цветов и листьев обкладывали голову усопшему. Сейчас этот круглый веночек делают из пластмассы и кладут на подушку вокруг головы. Обычно перед отпеванием церковнослужители отрезают венчик от листа и накладывают на лоб усопшему. Чтобы от ветра не слетел, женщинам закладывают концы венчика в платок, а мужчинам прижимают пластмассовым венком, который лежит на подушке.

Игумен Фаддей (Шавернев)

2) Новая скрижаль архиеп. Нижегородского и Арзамасского Вениамина в 4-х частях. 17-е издание. СПб. Издание И.Л. Тузова, 1908 г. Репринт херсонской епархии, 1998 г.

3) С.В. Булгаков. Настольная книга для Священно-церковно-служителей в 2-х томах. Репринт издания 1913 г. Издательский отдел Московского Патриархата, М. 1993 г.

5) Настольная книга священнослужителя. Тома 1, 4. Издательство Московской Патриархии. М.2001 г.

7) Журнал Московской Патриархии в 1931—1935 годы. Издательский Совет РПЦ М. 2001.

11) История Русской Церкви в 10 томах. Издательство Спасо-Преображенского монастыря. М. 1994—1997 гг.

13) ТРЕБНИК в 4-х тт. Издание Сретенского монастыря. М. 2013 г.

14) ПАТЕРИК ПЕЧЕРСКИЙ или ОТЕЧНИК. Издание Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, Киев, 2011 г.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector