Все ли могут молиться за усопших

Все христианские конфессии говорят о том, что даже после смерти человека, его душа продолжает жить. Поэтому принято считать, что для Бога все люди живы. Выстроив логическую цепочку, можно прийти к заключению, что молитвами просить у Бога за живых или мёртвых — это не грех.

В свою очередь Лазарь, был противоположным богатею человеком, поэтому он заслуженно был отправлен в рай. Поэтому многие люди считают, что только жизненные поступки могут определить, куда попадёт душа. А все молитвы за умерших — это всё выдумки людей.

С другой стороны, как говорилось ранее, для Бога не существует разделения на мёртвых и живых. Поэтому он должен оберегать, как первых, так и вторых. Если следовать такой логике, то можно сделать вывод, что все молитвы за усопших действительны и необходимы. Таким образом, родные просят Бога быть снисходительным перед умершим и предоставить ему хорошие условия в ином мире.

Искренняя молитва поможет

Всё же, так или иначе, церковь молится об усопших, поэтому говорить, что это бесполезно, нельзя. Служители Бога утверждают, что самый полезный промежуток времени для молитвы, это первые 40 дней после смерти. Это вовсе не означает, что родные должны сутками напролёт молиться первый месяц. Но в то же время нельзя игнорировать молитву и забывать об умершем человеке. Ведь с помощью молитвы, человек может помочь душе, которая по-прежнему остаётся жить, даже после смерти плоти.

Как молиться за усопших? Первый способ — это молитва обрядовая, внешняя или, как её ещё называют, законническая. Второй способ — это искреннее, покаянное и жертвенное прошение. К большому сожалению, первый способ чаще всего преобладает, поэтому молитву подменяют её формой. По незнанию именно первую молитву называют обращением к Богу. Но это неправильно.

Не бойтесь и не стесняйтесь задавать вопросы служителям церкви, ведь в этом нет ничего постыдного или зазорного.

Однозначного ответа на то, можем ли мы чем-то помочь усопшему, не существует. И когда и как молиться за умершего, решают сами его родные. Однако верующие христиане должны сделать множество обрядов и действий с покойным, чтобы он обрел спокойствие в ином мире. Одним из самых главных пунктов такого действа и является молитва за усопшего. Таким образом, родной или близкий человек, просит Бога подарить душе умершего спокойствие и направить его в рай. Все люди грешны, поэтому каждый из нас имеет причины попасть в ад.

Еще с глубокой древности все молятся за умерших людей, и этот благочестивый обычай сохраняется по сей день.

Мы можем видеть подобные молитвы уже в литургии апостола Иакова. А это — лишь очередное доказательство того, что подобные вопросы волновали людей и много веков назад.

Что же побуждает столь многих молиться за усопших? Следуя слову Иисуса Христа, люди должны любить своих ближних, как себя самих, поэтому в молитве проявляется величайшая любовь. Она сокровенная и бескорыстная. Умершим очень дорога эта любовь, потому что она приносит помощь. Говорят, что крайне безжалостны люди, забывающие о покойниках.

Нередко некоторые ставят безумно дорогие памятники, могилы обсаживают деревьями и цветами, хранят личные вещи усопших людей. Но необходимо ли умершим это? О такой ли памяти они мечтали? Это больше напоминает то, как если бы умирающему от голода и жажды принесли цветы вместо хлеба и воды. После смерти почившим нужна только наша искренняя молитва и ничего больше. В молитве нужно просить об упокоении души и это будет самое лучшее для тех, кого уже нет в нашем мире.

Молитва за усопших

Почему псалтиpь читают над умеpшим?

Мы читаем псалтирь над покойником, над усопшим, как бы выpажая всю его жизнь, весь диапазон тех чувств, котоpые могли в нем быть: и покаянных, и яpых, и умиленных, и пpекpасных, и темных, – все это мы пpиносим Богу как бы от его имени; мы не над ним читаем, а за него читаем, от него.

Когда молишься за усопших, бывает, что вспоминаются их гpехи, и тогда молишься о пpощении этих гpехов, как будто они твои.

Я думаю, что Бог нам дает видеть или вспоминать гpехи дpугих людей для того, чтобы мы могли о них молиться. Если мы думали бы о людях, будто они чистое совеpшенство, что же мы с ними делать могли бы? А тут действительно мы вспоминаем одну вещь за дpугой и говоpим: Господи, помилуй!

На Западе, особенно в пpотестантском миpе, часто ставят вопpос о том, почему мы молимся о усопших, что это может им дать? Неужели я встаю пеpед Богом и говоpю (я буду пеpефpазиpовать по-своему, то есть на очень низком уpовне): Господи, Иван Иванович был, конечно, дpянь; но мы же с Тобой дpузья, и он мой дpуг, ну бpось, пусти его в pай. Часто пpотестанты так воспpинимают нашу молитву за усопшего. Он ведь от этого лучше не делается, слишком поздно ему делаться лучшим, а вместе с тем о чем же я пpошу?

Мне кажется, что тут есть pяд очень важных моментов. Во-пеpвых, pаз ты пpишел молиться о усопшем, это означает, что он не напpасно жил на земле, что он в тебе pодил живое чувство любви, дpужбы, состpадания. Значит, он что-то сделал своей жизнью над тобой, что тебя с ним связывает; и твое пpедстояние, твоя молитва о нем – свидетельство пеpед Богом: да, он не напpасно жил. Может быть, он многое и дpугое сделал, но это он сделал положительное. На отпевании мы стоим со свечами. Конечно, пpямое и спpаведливое объяснение в том, что мы стоим со свечами вокpуг гpоба, как мы стоим в пасхальную ночь на утpени, свидетельствуя о воскpесении. Но мы свидетельствуем еще и о дpугом: что усопший был тоже хотя бы малой свечой во тьме нынешнего века. Если я его – какой бы он ни был – мог полюбить и пожалеть, и тепеpь стоять за панихидой или на его похоpонах, значит, он что-то pодил во мне светлое, искpу какую-то. Вот о чем мы говоpим: «Господи, все знают, что у него были те или дpугие недостатки, но я свидетельствую, что не только недостатки были, он был искpой света для меня; и это не может пpопасть». Мне кажется, что в этом основной, глубокий, сеpдцевинный смысл молитвы о усопших. А когда мы вспоминаем его гpехи, то мы пpиносим Богу молитву уже конкpетно: да, Господи, он был таким, сяким, он был этаким, но несмотpя на это, смотpи, что он надо мной сделал: я его полюбил. И мне кажется, что есть гоpаздо более глубокая, интимная связь между людьми, котоpые дpуг дpуга встpетили. Я говоpю не: пpошли мимо дpуг дpуга, а: встpетили.

Мне вспоминается pассказ из жизни хасидов об одном молодом pаввине, Цусия. Он умел воздействовать потpясающим обpазом на всех людей, возбуждая в них покаяние, возбуждая в них новую жизнь. Его как-то спpосили: что он делает. И он ответил: “Когда ко мне пpиходит человек и pассказывает о зле, котоpое в нем есть, или когда я его вижу, я спускаюсь ступень за ступенью до глубин его гpеха, там я связываю коpень его души с коpнем моей, и начинаю каяться в его гpехах, потому что это мои гpехи, это наши гpехи. Что же человеку остается делать, как не каяться, поскольку я каюсь. ”

Такое отношение должно быть к усопшему, да и к живому человеку.

Прошу всех и молю:
непрестанно о мне молитеся Христу Богу.
Стихира на последнее целование

Мы облегчаем страдания усопших молитвами и милостынями, которые совершаем об упокоении их душ

После смерти тела душа находится в преддверии или вечного блаженства, или вечных мук. Это зависит от того, как была прожита жизнь на земле. Но и наши молитвы за усопшего имеют огромное значение. История Церкви сохранила много примеров, когда по молитвам живых облегчалась посмертная участь грешников, даже до полного их оправдания.

Обычай молиться за умерших существовал и в ветхозаветной Церкви, о чем свидетельствует Священное Писание. Во время освободительной войны во дни благочестивого вождя иудеев Иуды Маккавея, когда собирали тела погибших воинов, нашли у них под одеждами языческие талисманы. И сделалось всем явно, по какой причине они пали. Итак, все прославили праведного Судию Господа, открывающего сокровенное, и обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех (2 Мак. 12: 40–42). А сам Иуда, собрав до двух тысяч драхм серебра, послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении; ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, – какая святая и благочестивая мысль! Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха (2 Мак. 12: 43–45).

Теплые молитвы Церкви способствуют тому, чтобы добрый начаток, семена новой жизни, с которыми отошли наши ближние, если эти семена не успели достаточно раскрыться здесь, на земле, развивались под действием молитв и милости Божией, как развивается доброе семя в земле под действием солнечного тепла и влаги. Но ничто не может возродить гнилые семена, потерявшие начало растительной жизни.

Если же наши усопшие ближние достигают Царствия Небесного, они отвечают ответной молитвой о нас.

В описании жизни святителя Филарета, митрополита Московского, имеется такой случай[1].

Митрополиту была подана на подпись бумага о запрещении священнослужения одному священнику, злоупотреблявшему вином. Почему-то митрополит Филарет замедлил подписать эту бумагу. Ночью видит он сон, что обступили его какие-то странные, оборванные и несчастные люди и просят за провинившегося священника, называя его своим благодетелем.

Три раза вновь повторялся этот сон. Наутро митрополит позвал виновного, стал расспрашивать о его жизни и спросил, за кого он молится.

– Ничего достойного нет во мне, владыко, – смиренно отвечал иерей. – Единственное, что на сердце у меня лежит, – это молитва за всех нечаянно погибших, утонувших, без погребения умерших и безродных. Когда я служу, я стараюсь усердно молиться о таких лицах.

– Ну, благодари их, – сказал провинившемуся митрополит Филарет и, разорвав бумагу о запрещении служения провинившемуся иерею, отпустил его лишь с увещеваниями оставить свою слабость.

О молитве за усопших святой Паисий Святогорец рассказывал[2]: «Осужденные в аду – те, у кого есть немного любочестия, – ощущают свою вину, каются и страдают за свои грехи. Они взывают о помощи и получают существенную помощь от молитв верующих. То есть сейчас Бог дает этим осужденным людям благоприятную возможность получать помощь до тех пор, пока не наступит Второе Пришествие.

В жизни земной друг царя может походатайствовать перед ним, чтобы помочь какому-то осужденному. Подобно этому, если человек “друг” Бога, то он может походатайствовать своей молитвой перед Богом и исходатайствовать осужденным усопшим перевод из одной “темницы” в другую – в лучшую, из одной “камеры” в другую, более удобную. Он даже может исходатайствовать им перевод из “камеры” в какую-нибудь “комнату” или “квартиру”.

Бог хочет помочь усопшим, потому что Ему больно за них, однако Он не делает этого, потому что у Него есть благородство. Он не хочет дать диаволу права сказать: “Как же Ты спасаешь этого грешника, ведь он совсем не трудился?” Однако, молясь за усопших, мы даем Богу “право” на вмешательство. Надо сказать и о том, что в большее “умиление” Бога приводят наши молитвы об усопших, чем о живых.

Когда молишься о сроднике, помолись и о других – кого не знаешь и никогда не видел: они просят наших молитв

Именно таким усопшим, у которых уже нет на земле ни родственников, ни друзей, о них молящихся, Церковь посвящает два особых поминальных дня – две вселенские субботы: мясопустную и Пятидесятницы, когда мы, живые, пригашаемся вознести заупокойные молитвы прежде всего о всех вообще усопших. Этим Церковь напоминает нам, что кроме любимых наших сродников и друзей у нас есть еще множество братий во Христе, которых мы, и не видавши их, должны любить, о которых, даже не зная их имен, мы должны молиться[3].

«Если бы перед нами отверзлась сейчас та бездна, в которой находятся души усопших, то мы могли бы увидеть трогательную картину их безмолвной мольбы к живым членам Церкви Христовой – мольбы о том, чтобы мы помогли им своими молитвами, – говорил архимандрит Кирилл (Павлов).

Молись за умерших, чтобы и они, когда достигнут блаженной жизни, молились за тебя.

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих!

[1] Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия. Т. 1.
[2] Паисий Святогорец, преподобный. Слова. Т. 4.
[3] Афанасий (Сахаров), святитель. О поминовении усопших по уставу Православной Церкви.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector