За кого можно молиться за упокой

Практически все религии мира очень внимательно относятся в посмертной участи верующих. В некоторых случаях усопших почитают, иногда за них молятся, приносят жертвы. Особый ритуал погребения имеется даже у атеистов, ведь глубоко в душе каждый понимает, что смерть – переход в некое иное состояние, а не просто окончание биологической жизни.

Молитва за упокой принята в православии и очень распространена. Что же это такое? Как такая молитва осуществляется и что дает? Это очень сложный вопрос. По учению Церкви посмертная участь человека определяется поступками на протяжении всей жизни, а также состоянием души в момент кончины. После смерти человек уже не может меняться ни в худшую, ни в лучшую сторону. Исходя из этого молитва за упокой оказывается совершенно бесполезной.

Но надо помнить, что молитва – это беседа с Богом, а никак не торговая или обменная лавка. То есть нельзя определить: раз прочитана молитва за упокой, значит, человеку станет лучше. Бог Всеблагой Творец, конечно, милостиво смотрит на наши молитвы и пожертвования для улучшения загробной участи покойного. Ради спасения ближних порой совершались удивительные подвиги веры. Например, всем известная петербургская святая Ксения Блаженная начала свой путь, когда ее муж умер без покаяния. Вся ее жизнь – своеобразная молитва за упокой любимого мужа. И даже если он был не очень благочестивым человеком, не верится, что Господь не принял бы этот подвиг любви.

Но, конечно, никому не под силу взвалить на себя такую ношу, как блаженная Ксения, поэтому существуют определенные традиции заупокойных молитв.

Но это домашний, так сказать келейный вариант молитвы. Есть и традиция церковных молитв. В первую очередь это отпевание. Это не таинство. Любое таинство надо проводить по согласию человека. Отпевание – собрание молитв, которые поются и читаются над гробом. Оно построено в виде диалога души умершего с Богом и родственниками.

Ежедневно доступна такая молитва за упокой, как панихида. Она может быть отслужена и дома, и в храме, может повторяться много раз на дню. Особенно часто панихиды служат в первые сорок дней, когда душа, по учению Церкви, еще не прошла частный суд.

Позже молиться тоже, конечно, надо. У православных есть даже дни особого поминовения усопших, когда Церковь призывает помянуть своих близких особо, лишний раз. Самой действенной молитвой об упокоении является, конечно, проскомидийная молитва священника в алтаре во время Божественной Литургии. Это так называемые записки за упокой, которые подаются в свечной лавке. Во время службы за каждого перечисленного в записке вынимается часть просфоры, а после освящения святых Даров эти частички погружаются в Кровь Христову. Считается, что душа в этот момент тоже приобщается к Богу.

Поминать за упокой можно и по особым дням, и дома, и в храме. Не забывать о своих умерших очень важно для живых.

В современном обществе смерть воспринимается довольно однозначно – это всегда траурное событие и большое испытание для родственников и друзей того, кто умер. Между тем во многих религиях отношение к смерти не трагичное, а серьезное. Смерть — это не трагедия, а переход человека в иной мир.

Жизнь человека после смерти не заканчивается, наступает конец лишь земной оболочке – телу, но душа продолжает жить. Более того, многие святые убеждены, что смерть является событием радостным: Господь забирает душу к себе в оптимальный для нее момент, когда уже ясно, что человек достиг внутренней святости; когда Бог понимает, что в своем земном существовании уже точно не станет лучше, поэтому забирает его душу, чтобы предотвратить совершение еще больших грехов.

Смерть в христианстве – не горе, а всего лишь одно из событий. Печаль близких по умершим — это нормальное состояние, но надрывное горе – это скорбь о себе самом и недоверие Промыслу Божьему.

Если смерть – не трагедия, то надо ли молиться за тех, кто ушел в иной мир? Часто люди не знают, как помочь душе ушедших близких, какой долг они должны выполнить перед умершими. Самое простое, что может сделать даже неосведомленный человек в память об усопших, — это помянуть их в молитве Господу, поставить свечку в церкви за упокой. Молитвы за упокой имеют особое значение для души.

Молитва за усопших – неотъемлемая часть духовной жизни христианина. Вернее сказать, это не обязанность, а естественная его потребность. С одной стороны, все во вселенной, в том числе и смерть близких, происходит по Благому Провидению Божьему, с другой стороны, человек в сокровенном диалоге с Господом всегда может попросить его о своих усопших родственниках и друзьях, и его мольбы будут услышаны.

Безусловно, молясь искренне за близких, человек не только помогает душам усопших, но и утешает самого себя. По учению святых отцов, молитва – это не что иное, как соприкосновение души с Господом. Молясь за усопших, соприкасаясь душой с Богом, человек получает покой, так как понимает, что все происходящее с ним — это часть необъяснимого Божественного Промысла. И даже смерть близких – не горестное событие, а часть Мудрости Божией.

Молитва об упокоении – это в какой-то степени продолжение жизни умерших. Ведь они уже потеряли возможность действовать и не могут самостоятельно обратиться к Богу с просьбой о помощи, а их близкие дают им эту возможность, молясь и совершая добрые дела в память об усопших.

Ни один священник его отпевать не хотел — Как, самоубийца, да еще некрещеный? А этот, про которого прослышала Анна, подумал-подумал и согласился. Ничего, говорит, что некрещеный. Мы его заочно покрестим и заодно сразу же и отпоем.

О неуставной службе мученику Уару

Предстоятель Русской Церкви справедливо указал на то важное каноническое нарушение, которое, к сожалению, стало в последнее время уже довольно распространенным явлением.

Однако не житие святого мученика Уара дает основание к тем искажениям православного благочестия, о которых говорил Патриарх. Никто же не молится о язычниках, прибегая к помощи пророка Ионы, хотя корабельщики просили его: востани и моли Бога твоего, яко да спасет ны Бог, да не погибнем (Иона 1, 6).

Для указанной антиканонической практики, к сожалению, имеется текстуальное основание в последних изданиях богослужебных Миней [7].

По поводу такого названия следует заметить следующее.

Во-вторых, следует определенно сказать, что в названии этой второй, неуставной службы содержится если не прямая ложь, то бездоказательное и необоснованное заявление: не имеется никаких свидетельств о том, что у блаженной Клеопатры (память в тот же день, 19 октября) сродники были некрещеные. Вполне вероятно, что благочестивая и ревностная христианская жена была воспитана верующими родителями-христианами. Житие св. Уара не дает никаких оснований подозревать Клеопатриных близких в неверии и язычестве. Заявлять об этом следовало бы, имея хоть какие-нибудь факты, свидетельствующие об их нечестии.

Заметим также, что если в фамильном склепе и находились некрещеные сродники, ни сама Клеопатра не молилась об их спасении Христу, ни у святого мученика Уара не просила об этом молитв. Ходатайство свое пред Господом мученик осуществлял, предстоя престолу Вседержителя, а вовсе не советуясь с живущими на грешной земле.

Рассмотрим содержание богослужебного текста неуставной службы мученику Уару по Минее [7].

В каноне службы тема молитвенного ходатайства к мученику Уару за некрещеных усиливается никогда не встречающимся в иных известных церковных текстах обращением с тем же прошением к Самой Божией Матери отмаливать всех без исключения некрещеных и инославных умерших.

В союзники и помощники мученику Уару канон предлагает иных святых:

О канонической недопустимости
церковного поминовения неправославных

Наглядно показать это можно, сравнив вышеприведенные цитаты из неуставного канона мученику Уару с церковным каноном из службы Троицкой родительской субботы, помещенной в Цветной Триоди. В этом богослужебном последовании буквально в каждой песне канона отмечается, что поминает Церковь лишь крещеных православных людей, в вере и благочестии окончивших свою земную жизнь.

Святые Отцы поступали в полном соответствии с учением апостольским: Кое бо причастие правде и беззаконию, или кое общение свету ко тме, кое же согласие Христови с велиаром, или кая часть верну с неверным, или кое сложение Церкви Божией со идолы? (2 Кор. 6, 14–16).

Церковные канонические Правила не допускают возможности молиться за еретиков и язычников, но объявляют им анафему и тем самым лишают как при жизни, так и после смерти молитвенного общения с Соборной Апостольской Церковью.

Единственный случай литургического предстательства за некрещеных — молитвы и ектеньи за оглашенных. Но это исключение лишь подтверждает правило, так как оглашенные — это как раз те люди, которых Церковь не считает чужими по вере, поскольку они выразили сознательное желание стать православными христианами и готовятся к святому Крещению. При этом содержание молитв об оглашенных, очевидно, относится только к живым. Молитвенных чинов об умерших оглашенных не встречается.

Настольная книга поясняет также следующее: «Обязательность для православного священника погребения иноверца христианского исповедания обусловливается отсутствием духовнаго лица других христианских исповеданий, в чем православный священник и должен убедиться, прежде чем исполнит просьбу о погребении им иноверца (Церковный вестник. 1906, 20).

Преподобный Феодор Студит не допускал открытогопоминовения на литургии усопших еретиков-иконоборцев [13, с. 634].

Приведем ряд высказываний Святых Отцов, в которых они, призывая к молитве за умерших, не допускали ее церковного совершения за скончавшихся вне церковного общения — еретиков и некрещеных.

О поминовении неправославных
в домашней молитве

О возможности частного поминовения в домашней молитве тех умерших, кто не может быть помянут в церковном собрании, высказывались многие Святые Отцы.

Приведенные нами свидетельства Святых Отцов заставляют, в полном согласии со словом Святейшего Патриарха Алексия II, ставить в нашей Церкви вопрос об упразднении из годового богослужебного круга не предусмотренной Типиконом неуставной бденной службы мученику Уару, как противоречащей каноническим церковным нормам.

1. Амвросий Оптинский, преп. Собрание писем к монашествующим. Вып. II. Сергиев Посад, 1909.

2. Афанасий (Сахаров), епископ. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995.

3. Булгаков С.Н. Настольная книга для священно-церковнослужителя. М.: 1993.

4. Димитрий Ростовский, свят. Жития святых. Октябрь. 1993.

5. Журнал Московской Патриархии. 2004, № 2.

6. Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т. II. СПб., 1857.

7. Минея. Октябрь. М.: Изд. Московской Патриархии, 1980.

8. Митрофан, монах. Загробная жизнь. СПб., 1897; Киев, 1992.

9. Нефедов Г., прот. Таинства и обряды Православной Церкви. Ч. 4. М., 1992.

10. Никодим (Милаш), епископ. Правила Православной Церкви с толкованиями. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996.

11. Служебник. М.: Изд. Московской Патриархии, 1977.

12. Требник. Ч. 3. М.: Изд. Московской Патриархии, 1984.

13. Феодор Студит, преп. Творения. Т. II. СПб., 1908.

14. Феофан Затворник, свят. Толкование на 118 Псалом. М., 1891.

15. Цыпин В., прот. Церковное право. М., 1996.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector