Священник Владимир Страхов служил в одной из московских церквей. Окончив Литургию, он задержался в храме. Все молящиеся разошлись, оставался лишь он да псаломщик. Входит старушка, скромно, но чисто одетая, в темном платье, и обращается к священнику с просьбою пойти и причастить ее сына. Дает адрес: улицу, номер дома, номер квартиры, имя и фамилию этого сына. Священник обещает исполнить это сегодня же, берет Святые Дары и идет по указанному адресу.
Исповедь была долгая, искренняя — можно сказать, за всю сознательную жизнь. С большим удовлетворением отпустил ему грехи священник и приобщил его Святых Тайн.
Ушел он, а во время вечерни приходят сказать ему, что студент этот неожиданно скончался, и соседи пришли просить батюшку отслужить первую панихиду. Если бы мать не озаботилась из загробного мира о своем сыне, то он так и отошел бы в вечность, не приобщившись Святых Тайн.
Это тоже урок, который всем нам преподносит сегодня Святая Христова Церковь. Будем внимательны, потому что мы знаем, что всем нам без исключения рано или поздно придется расстаться с этой земной жизнью. И мы предстанем перед своим Творцом и Создателем с ответом о том, как мы жили, что совершали в своей земной жизни, достойны ли были Своего Небесного Отца.
Святый Григорий Двоеслов представляет примечательный опыт действия молитвы и жертвоприношений за усопшаго, обета нестяжания, случившийся в его монастыре. Один брат за нарушение обета нестяжания, в страх другим, лишен был по смерти церковнаго погребения и молитвы въ продолжение тридцати дней, а потом из сострадания к его душе тридцать дней приносима была безкровная жертва с молитвою за него. В последний из сих дней усопший явился в видении оставшемуся в живых родному брату своему и сказал: доселе худо было мне, а теперь уже я благополучен; ибо сегодня получил приобщение (Беседы, книга 4, глава 55).
Добрый день, дорогие наши посетители!
Молятся ли за нас наши усопшие предки? Как осуществляется духовное взаимодействие между нами, живущими, и ими? Чем мы реально можем им помочь?
Отвечает архимандрит Рафаил (Карелин):
«За нас молятся те предки, которые находятся в числе спасенных, то есть в Церкви Небесной. Духовное взаимодействие между ними и нами заключается в том, что мы молимся о упокоении их душ, поминая тех, кого мы знаем по именам, а других — в общем, как усопших сродников по плоти.
Те из них, кто имеет дерзновение ко Господу, будучи в благодати, знают, кто молится о них, и ответно молятся о живущих на земле. А те, кто находится в преисподней, получают облегчение от молитв; если они были церковными христианами, каялись, но не могли побороть грехов при жизни, совершали нравственные ошибки, но, вместе с тем, делали добро, то молитва за них, особенно храмовая молитва, может освободить их от мучений и переместить чашу весов Божественного правосудия. Для них молитва является надеждой на спасение.
Что касается нераскаянных грешников или умерших вне Церкви, то молитва может дать им некое утешение, но изменить вечной участи уже не может.
Самая большая помощь — это поминовение на литургии, затем панихиды, чтение Псалтири, молитва на четках о упокоении их душ и молитва своими словами. В храме надо поминать тех, кто при жизни принадлежал Церкви, а чуждым Церкви молитвенно желать милости Божией.
Большую помощь усопшим может оказать милостыня, поданная за них бедным, пожертвования храмам или безмездный труд для Церкви в их память. Усопшие рады, когда мы посещаем их могилы и молимся там, так как между душой и телом, даже превратившимся в прах, существует некая связь.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Усопшие знают и молятся о нас
В Ветхом Завете есть свидетельства о прежде усопших праведниках, молящихся Богу об Израиле. Иуда Маккавей рассказал, что в достойном вероятия сновидении он видел бывшего первосвященника Онию, который, простирая руки, молится за весь народ Иудейский, и пророка Божия Иеремию — братолюбца, который много <стр. 407>молится о народе и святом городе. Эти великие мужи, умершие задолго до того, незримо предводительствовали народом Божиим в его борьбе против врагов–идолопоклонников (2 Мак. 15, 11–16).